Анна Герман — Один раз в год (Страшное откровение)

Простите, но сначала о мирском. О чем, слегка манерно поет нам Анна Герман в этой щемящей пронзительной балладе о смерти, любви, рае и хроносе? Поет на склоне великой советской эпохи, когда всем уже очевидно: обещанный рай на земле не построить. Когда уже не слышен топот коней Гражданской, когда героический и трагический эпос о героях и злодеях, залитый кровью и освещенный войной сталинской эпохи прошел. К чему были жертвы? К хрусталям в «стенке»? Унылым и скабрезном брежневском маразматическом развито́м социализме. Почувствуйте эту тоску, по временам надежд и подвигов. Когда цвели сады, веяло дурманом старой сказки.
Сказки о рае. Лишне отмечать, что такое Сад. В нашей-то (пост)христианской культуре. И на Марсе, как говорится, будут цвести сады. Только вот загвоздка: Рай потерян. Дурманом веяло когда-то. Когда цвели сады. Когда однажды вечером в любви признался ты. Такого себе не позволял даже Ницше. Хотя что тут такого, не в таком ли духе выполнены псалмы Соломона. Лишь поставить «Ты» с заглавной буквы. Бог признался в любви человеку. И тем же сладким дурманом веет от Его Слова. Но… Вы уже почувствовали правда. Бог жив? Его дыхание дурман. Я здесь напомню, что дурман, это растение, употребление которого использовалось как в медицинских, так и в религиозных целях. Своего рода галлюциноген и обезболивающее. Тут уже напрашивается марксистская отсылка: религия — опиум народа. И вроде дурман, опиум, морок, но… Поверила, поверила, и больше ничего. Больше ничего вроде и не нужно человеку, в райских кущах. Который слышит Слово.
Однако, отвлечемся. Пусть нас не обманывает простой христианский смысл этой песенки. Стоило бы разводить такую канитель. Если б в этой песне не было такого припева.
Один раз в год сады цветут . Разумеется, год здесь метафоричен. Год это цикл. Цикл существования человека, мира. А может и Бога?
Весну любви один раз ждут. Помни, помни о смерти. Будет всего одна весна, будет лишь одна любовь. Этот дар скоротечен. Билет «на запредельный этаж» выдается один раз. Никто не будет ждать тебя в уходящем на небо (в сады) поезде.
Всего один лишь только раз цветут сады в душе у нас. Один лишь раз, один лишь раз Вы можете выразить это проще, убедительней и лаконичнее? Я не могу. Хочется вслед за этим манерным голосом зациклиться и повторять китайским болванчиком: один лишь раз. Твоя весна, твоя жизнь, мир, вселенная — один лишь раз. Не получилось — вылетел в трубу. На холодный сквозняк небытия.
И звезды тихо падали, когда цвели сады
О будущем загадывал, о свадьбе думал ты
И я уже не прятала своих счастливых глаз
Украдкой мама плакала от радости за нас.

Тут вроде все просто. Но давайте подумаем. Что за звезды пали с неба? «И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои» (Откр 6:13). Знакомо? Откровение это не только миг вселенской катастрофы, но и момент конца мирского света. Ведь после всех ужасов, праведники придут на Страшный суд и соединятся с Женихом. Поэтому героиня не прячет счастливых глаз и Мама (она же Богородица. плачет от радости. От радости за Невесту-церковь (об этом ниже).
И платье шилось белое, когда цвели сады
Казалось бы навязший на зубах образ подвенечного платья. Но, как люди выросшие так или иначе в православной культуре вспомним, что в православной традиции, семья — маленькая Церковь. Муж венчается с женой как венчается Иисус с большой Церковью. Собственно, с христианами: «И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа» (Ос.2:19-20). Happy end? Не думаю…
Потеря! Страшная потеря. Потеря бессмысленная, уничтожающая и всесокрушающая.
«Ну что же тут поделаешь — другую встретил ты»
Вы просто послушайте, как обычно и обыденно произносится приговор! Приговор не подлежащей пересмотру. Ведь ничего не поделаешь. Он встретил Другую. И тут выстреливает подвешенный нами ранее Ницше. Как он говорит о смерти? «Есть, конечно, кислые яблоки, участь которых – ждать до последнего дня осени; и в то же время становятся они спелыми, желтыми и сморщенными». Кто не дожидается осени? Кто срывает цветы до того как они увянут? Да, «красивая и смелая» смерть перешла дорогу. Её любовь это «скороспелая черешня», красный сок на белом подвенечном платье. Бог умер, и ты его убила, невеста. Твоя любовь алое проклятье выкидыша несостоявшейся любви.
И вновь слова вечного повторения теперь уже ставшего явным приговора всем: несостоявшейся невесте, невоскресшему убитому Богу, миру, и дурману садов.
Розовая хмарь лепестков сакуры уносит ветром. Свершилось! Весна закончилось. Здесь все уже было.
Уходя, погасите свет…
Комментарии: 4
Анонимный пользователь
А точно это песни нашей детворы?))
Buzzy_Wuzzy
«Наша детвора» нужно понимать метафизически и во вневременном контексте.
Анонимный пользователь
Пересмешник).
Buzzy_Wuzzy
В этом-то и суть…

Добавить комментарий

Имя:
Комментарий:
Текст
Вставка
Шрифт
размер
Введите пожалуйста число с картинки:
Незарегистрированные пользователи не могут видеть свои приватные комментарии.