Как вербуют в ЦРУ:
1.1. ВВОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Дляведения активной важной игры требуются свои люди в ставке противника.

Своилюди могут быть как внедрены (возможно, послепредварительной вербовки) в

нужнуюгруппу, так и завербованы из ее членов.

Уровень,занимаемый своим человеком (или людьми) в группе может быть:

-высшим (человек из руководящего звена, принимающийнепосредственное участие в выработке важных решений);

- средним (лица, имеющие доступ к устной или за документированнойинформации);

-нижним (люди, посещающие те места, где общаются члены группы или находятсядокументы, но не допущенные к самим документам);

-вспомогательным (люди, не имеющие отношения к данной структуре, но способныеоказывать некоторое содействие).

Ясно,что чем выше уровень своего человека в разрабатываемой группе, тем шире у неговозможности, и тем большую ценность он представляет для вас.

Своихлюдей бережно используют для решения самых разнообразных задач, с учетом ихвозможностей, соображений безопасности и потребностей момента:

-для получения информации;

-для смещения акцента в деятельности организации в нужном для вас направлении;

-для содействия в осуществлении определенных акций с целью:

дискредитациигруппы (намеренные ошибки), полного или частичного развала группы (разжиганиерозни и фракционности), внедрения и проведения на нужный уровень в группе своихлюдей (перерождение группы…);

-для установления подслушивающих устройств или добывания документов путем ихскрытого копирования (ксерография, пересъемка) либо непосредственногопохищения;

-для помощи в решении некоторых промежуточных задач (пропуска в нужноепомещение, сведение с необходимым человеком, передача конфиденциальногопакета).

Следуетотчетливо различать и не путать две категории своих людей:

-соратников (членов вашей команды);

-агентов (используемых).

Взависимости от того, к каковой из категорий причисляется свой человек,выбирается тактика взаимодействия с ним.

Качественнаявербовка подразумевает следующие последовательные этапы работы с объектом:

-выявление;

-разработка;

-оценка;

-привлечение;

-проверка;

-направление деятельности;

-удержание;

-прерывание контакта.

Лучше,если на различных этапах работы объектом будут заниматься разные люди, вродекак бы не связанные друг с другом. При стандартном трехступенчатом подходе это:

-наводчик (акцентируется на предварительном изучении объекта, после чегоустанавливает личный контакт с ним, выполняя дополнительную разработку стестированием и выдает заключение о целесообразности использования данного человека а также о перспективных направлениях целевоговоздействия на него);

-вербовщик (устанавливает новый контакт с объектом, чаще всего не связанный спредыдущим;

вподходящее для этого время он открывается и ждет реакции собеседника,предварительно обеспечивая себе путь к отступлению);

-ведущий (производит инструктаж и осуществляет все дальнейшее руководство,направляющее деятельность объекта).

Приведеннаяздесь схема не является жесткой, так что предварительной разработкой(тестированием) индивида может заниматься тот же самый человек, каковойвпоследствии осуществляет его вербовку (привлечение). В свою очередь тот, кто вербовал может, продолжать и дальше контактировать сзавербованным, ориентируя его текущую деятельность. Допустимыразумеется и все прочие варианты.

1.2. ВЫЯВЛЕНИЕ КАНДИДАТА

Некоегоконкретного человека намечают вербовать в силу:

-его личных качеств;

-явной оперативной необходимости;

-дальновидного желания иметь резерв.

Выбираяподходящий объект (кандидата на вербовку) прорабатывают два направления:

-тщательно выискивается полезный по информированности (или другим своимвозможностям) человек, а потом уж намечаются подходы к нему;

-обстоятельно рассматривается определенный контингент людей и оттуда отбираетсянаиболее доступное по уязвимости или личным контактам лицо.

Первуюпривлекающую к кандидату внимание информацию получают:

-от его друзей и знакомых;

-в ходе непосредственного общения;

-наблюдая за его действиями и поступками;

-по опубликованным (его или о нем) статьям, письмам, докладам.

Обратитьна человека внимание заставляют:

-его маленькие и большие неудачи;

-политические симпатии;

-информированность;

-оброненные замечания и высказывания;

-проявляемая экзальтация (увлеченность);

-недовольство;

-необычное поведение (заторможенность, разгульность и т.д.);

-национальность;

-религиозность;

-место постоянной или временной работы и определенные связи.

Наиболеепригодны для вербовки те, кто:

-обладают некими моральными изъянами (страстью к алкоголю, наркотикам и т.д.)или же "запятнанностью" биографии;

-имеют долги;

-сильно привязаны к кому-либо (чему-либо);

-по каким-то причинам (затруднения в карьере, сложности в личной жизни, взглядына проводимую политику и т.д.) очень сильно раздражены.

1.3. РАЗРАБОТКА КАНДИДАТА

Наэтом этапе производится тщательное изучение выбранного человека, доскональнаяпроверка его индивидуальных способностей и возможностей.

Разработкакандидата производится двумя путями:

-очно (при личном общении);

-заочно (без прямого контакта).

Всяполучаемая информация вносится в формализированное досье, данные из которогоиспользуются для:

-вербовки объекта;

-предсказания действий объекта;

-психологической и физической нейтрализации объекта.

Дляначала, по возможности, собирают сведения без вхождения в непосредственныйконтакт с объектом. Характерными источниками такой информации могут служить:

-всевозможные официальные бумаги и документы (личныедела, трудовые книжки, архивы, автобиографии, домовые книги, медицинские ипрочие учетные карточки, обнародованные (им или о нем) статьи и упоминания ит.д.);

-личная корреспонденция;

-случайно или специально перехваченные телефонные (и прочие) разговоры;

-скрытное наружное наблюдение, видеосъемка и фотографирование;

-контактеры (люди из круга общения объекта).

Приоценке человека по словам его знакомых следуетучитывать:

-в какой степени уведомитель знает того, о ком он отзывается (т.е. как долго,интенсивно и глубоко они общались);

- в каких отношениях пребывают аттестующий с аттестуемым (еслиотношения плохие - характеристика будет с негативным уклоном, если дружелюбные- приукрашенная);

-ситуацию, в которых наблюдались сообщаемые особенности(экстремальные, в соприкосновении с подчиненными, с вышестоящими и т.д.);

-как у информатора развито то качество, о котором он сообщает (чаще всего заэталон человек берет самого себя, и когда упоминаемая черта у него ярковыражена - приводимая оценка будет занижена и наоборот).

Собрави проанализировав данные о кандидате из разнообразных доступных источников,можно переходить к следующему этапу: разработке данного объекта при прямомобщении. Сюда входит:

-установление контакта (завязывание знакомства);

-углубление контакта (подготовка почвы);

-тестирование (углубление досье);

-оценка (перспективность вербовки).

1.3.1. Установление контакта
Обретениезнакомства связано с созданием благоприятных ситуаций, многие из которых могутвозникать совершенно случайно, и здесь главное - не упустить подходящегомомента.

Оптимальныеварианты знакомства по своей сути зависят от профессии, пола, возраста,национальности, социального положения, культурного уровня, характера, привычеки всех прочих индивидуальных особенностей человека, а кроме того от егонастроения, места действия, окружающей обстановки и иных в различной степенивлияющих факторов.

Признакомстве сразу же выбирается программа общения: симметричная илидополнительная. Симметричная модель подразумевает равенство - возрастное, интеллектуальное,социальное - общающихся сторон, факт которого четко устанавливается, и вдальнейшем участники рьяно следят за его соблюдением (что позволено одному, тодозволено и другому). Дополнительная программа утверждает неравенство ификсирует дистанцию общения, каковой затем строго придерживаются. Признакомстве соответствующая программа устанавливается мгновенно, переменить еепотом довольно трудно.

Таккак большинство людей составляет мнение о своих новых знакомых по начальному,но очень живучему впечатлению, оптимальной и важнейшей установкой являетсяобеспечение нужного восприятия. Требуемый эффект достигается продуманнымвыбором (ориентируясь на симпатии и антипатии объекта и все прочиепсихологические закономерности) своего внешнего вида, основной манерыповедения, ситуации знакомства.

Следуетучитывать, что первое впечатление о человеке на 55% зависит от визуальныхвпечатлений, на 38% от манеры говорить, и только на 7% - оттого, что он говорит.

Средипсихологических нюансов, существенно влияющих на первое впечатление, не мешаетзнать следующие:

-благодаря "эффекту ореола" (окрашивания одним качеством всехостальных) общее благоприятное впечатление о человеке обеспечивает позитивныеоценки его пока еще неизвестных (в частности моральных) качеств и наоборот;

-явная физическая привлекательность улучшает положительную оценку как чертличности, так и отдельного поступка ("эффект красоты");

-если мужчину сопровождает хорошо одетая женщина с симпатичной внешностью, оноценивается выше, чем в сопровождении некрасивой и неаккуратно одетой женщины;

-мужчины ниже, чем полагают женщины, оценивают их деловые и интеллектуальныекачества, а женщины ниже, чем полагают мужчины, оценивают их физическуюпривлекательность;

-приветливая доброжелательная улыбка способствует возникновению доверительности,сметая недоверие и недопонимание;

-честное, твердое, мужественное рукопожатие в сочетании с прямым взглядом вглаза нравится почти всем;

-энергичная выразительная жестикуляция отражает положительные эмоции и воспринимается поэтому как признак заинтересованности идружелюбия;

-собеседник, который смотрит в глаза, симпатичен, однако пристальный илинеуместный взгляд в глаза создает неблагоприятное впечатление, ибовоспринимается как признак враждебности;

-люди, отклоняющие при разговоре корпус назад или развалившиеся в кресле,нравятся заметно менее, чем те, кто наклоняет корпус ксобеседнику, ибо последнее воспринимается как заинтересованность;

-женщина обычно нравится сильнее, когда она сидит в спокойной позе снепересекающимися руками и ногами;

-скрещивание рук на груди часто разрушает уже образовавшийся контакт иотталкивает собеседника;

-выраженные крайности в одежде (очень модный или слишком устарелый костюм) как ичрезмерная безвкусица порождают отрицательноевпечатление; особенно бросаются в глаза стоптанная или грязная обувь и помятыйголовной убор;

-женщины оценивают мужчину за 45-60 секунд, обращая при этом особое внимание наего речь, глаза, прическу, руки, обувь, одежду (именно в такойпоследовательности);

-"по одежке" обычно не только встречают, но и доверяют;

-дружеская обстановка, вкусная пища, приятная музыка, неожиданное везение и всепрочие моменты приводящие субъекта в благодушное настроение всегда способствуютблагоприятному восприятию им нового знакомого ("эффект переносачувств");

-исключительную силу в создании хорошего настроения, и, соответственно,расположения собеседника к вам имеет комплимент, более эффектныйкстати, на отсвечивающем фоне антикомплимента себе.

Основополагающеевпечатление о вас складывается у собеседника по вашим первым фразам, именноначальные предложения рождают у него желание или нежелание продолжать исходныйразговор. Постарайтесь избегать:

-извинений и высказываний признаков неуверенности (кроме специальных приемов);

-даже малых проявлений неуважения и пренебрежения к собеседнику;

-всякого давления на собеседника, вынуждающего его занимать оборонительнуюпозицию.

Оптимальнуюманеру общения лучше выбирать сообразуясь с хорошоизвестными (или предполагаемыми) индивидуальными особенностями объекта, причемможно рекомендовать:

-с особо чувствительными и болезненно ранимыми - избегать всего, что неприятноим, соблюдая, впрочем, меру, иначе они станут тиранами;

-с недоверчивыми и подозрительными - быть предельноосторожным и терпеливым;

- со сварливыми - быть твердым и решительным, а если нужно, то датьотпор;

-с теми, кто капризен - разговаривать спокойным тоном и необращать внимание на их капризы;

-с донельзя хвастливыми и самоуверенными прибегать киронии;

-с лицами застенчивыми или без чувства юмора - избегать какой-либо иронии.

Немешает помнить, что любому человеку нравится, если тактичный собеседник:

-сопереживающе выслушивает и воодушевляет его вести речь о себе (ничто более нельстит партнеру, как внимание);

-начинает разговор на интересующую его тему (или задает вопросы, на которыеприятно отвечать);

-явно дает почувствовать его значительность и превосходство в некой области,причем делает сие предельно искренне (фальшь довольно редко удается скрыть, иона воспринимается как оскорбление);

-проявляет к нему неподдельный интерес (а не старается заинтересовать собой);

-всегда помнит его имя, фамилию и отчество;

-не злоупотребляет незнакомыми словами и жаргоном;

-излагает мнение, подобное его собственному.

Психологическимприемом, облегчающим начальный контакт, является общение с объектом как сосвоим старым знакомым. Эту уловку, впрочем, можно использовать только присоответствующей психологии человека и подходящей ситуации.

Втех случаях, когда на предварительную (заочную) разработку человека совсем нетвремени, необходимо быстро проанализировать все его внешние данные (лицо,фигуру, одежду и т.д.) и эмоциональные (манеру говорить, жестикуляцию и т.д.)признаки и действовать сообразуясь со своимипредположениями.

Приемызнакомства, обеспечивающие оптимальный повод для начального обмена фразамимогут быть, скажем, такими:

1. Провоцирование объекта на оказание помощи вам:

-симулирование падения на улице, вывиха ноги, внезапной слабости и иныхсимптомов, связанных со здоровьем;

-имитация неловкости, выронив в удобный момент что-либо из рук;

-"забывание" своей вещи рядом с объектом;

-обращение с просьбой дать закурить или подсказать несложную (улицу, магазин,время и т.д.) информацию;

-вызов сочувствия своей беспомощностью (сломанная машина, тяжелые вещи,растерянность на улице и т.д.); это - женский вариант.

2. Прибегание к помощи, которую оказываете объекту вы:

- четкое использование случайной (или организованной) неловкостиобъекта в связи с недостатком информации о чем-либо (показать определенноеместо, объяснить как что-то сделать и т.д.);

-ловкое задействование случайной (а то и предусмотренной или созданной)потребности для объекта в какой-либо услуге (помочь в наладке машины,предложить лишний билетик, подвезти куда-либо и т.д.);

-предложение себя объекту в качестве необходимого ему в данный момент компаньона(для распития алкогольных напитков, игры в карты или шахматы, "изливаниядуши" и т.д.);

-подключение к ситуациям, обусловливающим нарушения дорожного движения;

-имитирование нападения на объект криминальных элементов и "спасение"его в этой ситуации.

3. Знакомство через общих знакомых:

-выверенные по времени визиты к определенным лицам, у которых часто бываетобъект;

-непосредственная просьба к общему знакомому познакомить вас;

-подведение общего знакомого к мысли свести вас как людей с общим увлечением(хобби)

илиспособных быть полезными друг другу (прямой просьбыпри этом нет);

-заинтересовывание общего знакомого его личной выгодой в вашем знакомстве собъектом.

4.Знакомство на различных культурных или спортивныхмероприятиях (в кино, театре, на концерте, лекции, стадионе), обеспечивсебе соседство с объектом посредством "лишнего" билетика, билетами отобщего знакомого или каким-либо иным трюком:

-подключение к эмоциональному реагированию объекта на зрелище;

-инсценирование роли "новичка", интересующегося мнением"специалиста";

-выдача безадресных замечаний, могущих заинтересовать объект;

-кратковременное оставление своего места с просьбой присмотреть за ним.

5.Знакомство в очередях (за конкретным товаром, театральными илитранспортными билетами, в ОВИР, к врачу и т.п.), учитывая, что общностьситуации в какой-то мере сближает людей:

-организация общего разговора на какую-либо актуальную тему (путем подачибезадресных реплик или реагирования на таковые);

-кратковременное покидание очереди с просьбой присмотреть за оставляемой вещью иместом.

6.Знакомство на основе хобби:

-одновременное откровенное занятие одним делом собъектом (бег по утрам, игра в футбол или волейбол, тренинг в у-шу и т.д.);

-периодическое посещение мест сборахоббистов (специализированные выставки,локальные клубы, и т.п.);

-целевое обращение к нужному человеку по чьей-то рекомендации (предложение опокупке или обмене, случка собак, просьба о консультации и т.п.).

7.Знакомство через детей (в поездах, парках, детских садах, кафе и т.п.):

- контакт "своего" ребенка с ребенком объекта (игра,угощение, подарок), который и "знакомит" с родителями;

-оказание ему на глазах у родителя мелкой помощи (поднять упавшего, отогнатьсобаку и т.п.);

-инсценирование пропажи ребенка и разыгрывание роли его спасителя.

8.Вызов интереса к себе (инициатива знакомства здесь должна исходить отобъекта):

-зная нужды и слабости данного человека, привлечение его активного внимания спомощью одежды, шуток, анекдотов, фокусов, слухов и сплетен, оригинальныхсуждений, интересной информации, притягательных намеков о своих возможностяхчто-то достать, нечто узнать, куда-то устроить.

9.Обнародование некоего объявления (в газете, подъезде, на улице, т.е. там,где его обязательно увидят), могущего заинтересовать нужного вам человека:

-о продаже;

-о покупке;

-о работе;

-о необходимости в помощи;

-о предложении услуг.

10.Отсылка письма, которое, исходя из личности объекта, обязательнозаинтересует его и вызовет желание ответить или вступить в прямой контакт свами (иной раз перспективно постепенное нагнетание заинтригованности сериейспециальных посланий). Свой обратный адрес (прямой либо промежуточный) можнодавать сразу или же после нескольких писем. Главное в этом приеме - непереиграть.

Длядобротного завязывания знакомства отбирают несколько удобных приемов - основной и два - три запасных.

Явновыраженная неприязнь человека часто объясняется тем, что собеседник (либоситуация) напоминает ему кого-то (либо что-то) с кем (либо с чем) у негосвязаны негативные эмоции или ожидания (национальная неприязнь, религиозныепредрассудки, личная вражда и т.д.).

Первыйконтакт чаще всего заканчивается вежливой, но не обязывающей договоренностью"как-нибудь созвониться". Следует не проявлять излишнейзаинтересованности в новых встречах с объектом.

1.3.2. Углубление контакта
Вэтой фазе разработки знакомства требуется создавать поводы для повторныхвстреч, ибо чем

большесвиданий, тем сильнее вероятность, что общающиесяпонравятся друг другу. Желательно,

однако, стремиться к тому, чтобы инициатива дальнейших встречисходила от объекта.

Еслиобъект сочтет, что позиция собеседника соответствует ожидаемой, знакомство

углубляется,появляются общие темы для разговоров, возникает общность на основе

индивидуальныхпредпочтений и эмоциональных сопереживаний; у объекта появляется активная

симпатияк партнеру.

Основнымипобуждениями к более частому общению здесь могут служить:

-потребность в доминировании;

-потребность во внутреннем комфорте (безопасности);

-потребность в самоутверждении;

-потребность в сочувствии и понимании;

-потребность в "гиде по развлечениям";

-давление со стороны других;

-желание кооперации (делового сотрудничества).

Точнаяконкретика мотиваций явно зависит от жизненных ситуаций человека ипсихологических свойств его личности.

Способыуглубления знакомства чаще всего основаны на подыгрывании действующимна данный момент побуждениям и бывают такими:

1.Организация "случайных" встреч в кинотеатре, театре, на улице, вечеринке, брифингеи т.д.

2.Зная вкусы, нужды и "слабинки" объекта, угождать ему, предлагая: деньги в долг, билеты втеатр, картриджи, видеозаписи, модные книги и спецжурналы, явно престижнуюинформацию и т.п.

3.Обеспечение (или использование) неприятностей и затруднений в деловой либоличной жизни объекта с ненавязчивым предложением помощи в их преодолении.Следует знать, что активные люди в ситуациях неуспеха склонны к расширениюкруга общения, а пассивные - к сужению.

4.Разжигание в объекте постоянного интереса к себе и желания общаться, используя его мании(коллекционную, рыболовную, кинологическую, картежную, шахматную, компьютерную,спортивную, музыкальную, литературную и т.д.). Маниизадействуют:

-показывая живейший интерес к обсуждаемой теме;

-преподнося объекту мелкие, но любопытные манийные подарки или давая емуполезную информацию;

-подыгрывая его самолюбию утверждением его значимости и первенства в даннойобласти (проигрыш теннисной партии, испрашивание тематического совета и т.д.).

5.Использование кого-либо третьего (близкого человека, родственника, коллегиили приятеля объекта), сделав его заинтересованным в ваших дальнейших встречахс нужным индивидом.

Еслинеобходимо резко сократить дистанцию общения (а это имеетсмысл при установкеконтроля над волей объекта и одноступенчатой вербовке) часто прибегают кфорсированным трюкам, следуя которым нужно:

1.Раскрываться перед объектом со стороны вызывающей у него благоговейноевосхищение:

-выказыванием потрясающего умения и храбрости при инсценировке криминальногонападения;

-демонстрацией своих особых "талантов" и интеллекта на людях или (взависимости от психологии объекта) наедине.

2.Возбуждать у контролируемого человека углубленное сочувствие исопереживание:

-обменом автобиографическими излияниями (доверие порождает ответное доверие);

-инсценированием болезни (боль и вызванные ею страдания часто способствуютсимпатии к страждущим и чувству общности с ними);

-имитированием неприятностей (поплакаться, но не переборщить).

3.Вызывать у индивида острую необходимость в вашей помощи:

-приведением человека в разнотипные и вроде безнадежные положения с внедрениемему мысли, что только вы можете его спасти (и, выконечно, делаете это).

Выборсоответствующей уловки обусловливается тонким пониманием психологии объекта всочетании с вашими возможностями и возникшей ситуацией.

1.3.3. Техника тестирования
Входе личного общения и специально созданных ситуаций осуществляетсяраспознавание взглядов объекта, его возможностей, слабостей, склонностей,ценностей, побуждений, способностей, психофизических и интеллектуальныхкачеств. То, что конкретно надо узнать, определяется целью разработки человека(вербовка, манипулирование, устранение) и ориентируется на унифицированнуютаблицу досье.

Перед основным зондированием следует провести предварительное,проясняющее индивидуальные особенности реагирования человека на значимую длянего информацию.

Выполняятестирование, составляют четырехзвенную таблицу ("акция","реакция объекта", "вывод", "примечание"), впервую графу которой ("акция") вносят темынамечаемых разговоров или же проверочных трюков. Все последующие столбцызаполняют по мере проведения целевого зондирования, причем в графе"примечания" регистрируют те внешние условия, которые могли повлиятьна результаты наблюдения.

Готовяськ проведению тестирования, надо:

-определить место и в соответствии с ним цель, тему и метод (разговор или трюк)зондажа;

-подобрать зондирующую информацию;

-выбрать стиль и тактику (порядок и способ) предъявления этой информации;

-продумать начальную и завершающую фазы общения (это необходимо, чтобы заложитьв сознание объекта нужную вам версию разговора, а также стимулироватьдальнейшие контакты с ним).

Входе наблюдения отслеживают:

-невербальное поведение (мимику, обмен взглядами, все движения тела, жесты);

-паралингвистическое поведение (тон и тембр голоса, паузы в речи);

-лингвистическое поведение (слова, синтаксис);

-перемещения в пространстве.

Основноеправило тестирования гласит: "Больше наблюдательности - и меньшепредубеждений".

Степеньгрубости зондажа (плавное вплетение в нить беседы, резкость факта) согласуетсяс сообразительностью объекта, его личностной чувствительностью и ситуацией.Отношение тестирующего к основной теме зондирования должно быть достаточно нейтральным, чтобы в случае резко отрицательнойреакции можно было подыграть объекту или без ущерба для себя перейти на другуютему.

Заполняяданную таблицу, никогда не торопитесь с выводами и всегдапредельно четко регистрируйте те аспекты ("реакцию объекта")на основе которых они сделаны.

Проводятестирование следует учитывать, что:

-декларируемые установки людей мало связаны с их невербальным поведением(говорят одно, а делают другое);

-эмоции, вызванные заочной оценкой ситуации, нередко бывают сильнее, чемвозникающие при реальном контакте с такой ситуацией;

-человек быстрый, смелый и реактивный в беседе может оказаться совершенно иным вкритической ситуации;

-человек вольно или невольно раскрывается говоря осебе;

-собеседник познается в споре;

-"ни в чем так не проявляется характер людей как в том, что они находятсмешным";

-"манера смеяться является самым хорошим показателем характерачеловека";

-разговоры на отвлеченную тему позволяют определить интеллект, сметливость,ловкость, реакцию собеседника;

-чтобы понять симпатии и антипатии объекта, области приемлемого для него иопределяющие мотивации, не мешает прояснить его отношение к различнымисторическим и литературным личностям;

-чем жестче стереотип, тем большую эмоцию вызывает любая попытка подвергнуть егосомнению;

-ответная реакция на утверждение всегда содержит больше информации, чем ответ наточно сформулированный вопрос;

-перемена (ухудшение) погоды зачастую вызывает апатию и замедление реакции;

-не следует принимать молчание за внимание; это может быть погруженность всобственные мысли;

-когда процесс понимания идет слишком уж гладко, есть все основания не доверятьтакому пониманию;

-характерной ошибкой наблюдающих является мнение о якобысуществующей взаимосвязи некоторых (чем выше агрессивность - тем болееэнергичность) совершенно различных качеств;

-человеку свойственно преувеличивать информационную ценность событийподтверждающих его гипотезу и недооценивать информацию, заключающуюся впротиворечащих ей фактах;

-тревожный человек охотнее обсуждает свои слабости и недостатки, чем нетревожный;

тревожностьже обычно проявляется в таком поведении, которое можно назвать чрезмернойчувствительностью к раздражителям;

-плохо сформулированный вопрос может насторожить собеседника; - следует помнить,что собеседник "слышит" и понимает намного меньше, чем хочетпоказать;

-стоит индивиду в чем-то проявить себя лидером, как на него и в других ситуацияхбудут смотреть как на лидера;

- все общительные и живые люди предпочитают устную речь, асосредоточенные в себе, стеснительные и застенчивые - письменную;

-если поведение партнера строго фиксировано правилами, авторитетами или другимиисточниками, то он не слишком восприимчив к его позиции и не пытаетсяпредставить себя в лучшем свете; когда поведение партнера кажется свободным, тообычно наблюдается противоположный эффект;

-люди с сильным самоуважением ведут себя независимо по отношению к своей"репутации", хотя несколько ориентируются на нее; люди с низкимсамоуважением следуют своей "репутации";

-индивиды могут быть самими собой лишь в составе небольших, поддающихсяих пониманию групп;

-поведение человека чаще всего меняется на публике по сравнению с поведением водиночестве; оно также изменяется в зависимости от аудитории. Это связано стем, что любой человек заинтересован во впечатлении,производимом на окружающих и задействует при этом одну из двухсуществующих стратегий:

-"ублажающую" (подстраиваясь к аудитории);

-"самоутверждающую" (подкрепляя свое "Я" и пытаясьпроизвести хорошее впечатление за счет качеств, входящих в идеальное"Я").

Нарядус оценкой поведения объекта при персональном общении, следует проанализироватьего действия в самых различных созданных (трюки) и самопроизвольных (жизнь)ситуациях. Делая это учитывают, что:

-более легко проявляют характер в привычных ситуациях;

-о конкретном свойстве темперамента довольно точно говорит отслеживание его внаиболее трудных для выказывания условиях;

-сталкиваясь с трудностями, человек откровеннее выражает свои чувства;

-из того, в каких конкретных обстоятельствах изучаемое лицо теряет самоконтрольи здравый смысл, можно узнать значимость для него этих обстоятельств, подлинныеинтересы, темперамент, привычки и т.д.;

- если индивид довольно четко выполняет требования разыгрываемой имроли, это ничего не говорит о его личностных характеристиках; если онотклоняется от роли - это характеризует его.

Замечательнуюинформацию может дать анализ писем объекта, так как они рисуют человека вотношении к другому человеку, т.е. в некоторой конкретной ситуации. При этомнеобходимо знать, какими условиями вызванапросматриваемая переписка и каковы отношения междуавторами. Весьма информативны различия в переписке одного и того же лица сразными адресатами.

Дополнительныесведения об эмоционально-волевых и других качествах объекта можно почерпнуть изанализа его почерка (графология), хотя при использовании шариковых ручек многиенюансы данной информации в общем-то теряются. Немешает, впрочем, знать, что:

-если поля письма слева больше, чем справа, то писавшийдружелюбен к адресату, и на его психику ничего не давит;

-если поля письма справа больше, чем слева - это послание для него лишь пустаяформальность;

-если левое поле книзу расширяется, письмо писалось в напряженной обстановке,возможно при ограничении во времени или с внутренним желанием скрыть реальноеположение вещей;

-строки уходящие заметно вверх отмечают явно повышенное настроение пишущего, а направленные вниз - пониженное;

-хаотическое изменение величины букв сообщает о нервозности;

-личная подпись после приятных событий всегда крупнее, чем после неприятных.

Определеннуюпрогностическую ценность (особенно если не было заочной разработки объекта)могут иметь его физические (рост, телосложение, волосы, глаза и т.д.) данные.

Полагатьсятолько на них, впрочем, было бы серьезной ошибкой.

Таккак всякое поведение человека направляется одним или несколькими мотивами(побуждениями), которые не всегда осознаются, очень важно распознать истинныемотивации объекта.

Следуетучитывать, что мотивы обладают выраженной иерархией и бывают иной раз полярнопротивоположными. Предсказать поступки человека только по одному из мотивов невсегда возможно.

Демонстрируемоеповедение индивида определяется:

-тем, что бы он хотел сделать (желаниями);

-тем, что он считает нужным сделать (социальными нормами, ролевым поведением);

-тем, что он обычно делает (привычками);

-ожидаемыми последствиями поведения (плюсами и минусами);

-разными особенностями ситуации (внешними обстоятельствами).

Выявляямотивации, учитывают:

-заявления объекта (помня, впрочем, что возможна как намеренная, так инепроизвольная - в расчете на социальное одобрение - дезинформация);

-все обмолвки и оговорки объекта;

-возникающие у него ассоциации;

-предпочтительные темы для разговора;

-знания о нереализованных действиях (намерениях) объекта;

-поведение объекта в конкретных ситуациях;

-уровень его настойчивости при столкновении с преградой (величину прилагаемыхусилий по ее преодолению);

-сумму времени затрачиваемого объектом на определенные действия или разговоры;

-акцентирование его внимания на конкретных факторах ситуации;

-тип и интенсивность эмоциональных реакций.

1.3.4. Составление досье
Добытуюв ходе разработки человека информацию помещают в формализированное досье,заполняемое ради удобства по определенной схеме, сочетающей два основныхраздела:

-персонографические данные и факты из жизни, - характерные особенности личности(физические, функциональные, общие, психические и интеллектуальные).

Представляемаяв досье фактура дополняется, как правило, двумя пояснениями:

-откуда взята эта информация (и, конечно, степень ее надежности);

-как конкретно ее можно использовать.

Вутонченное досье иной раз включают специальный раздел, концентрирующий сведения,обеспечивающие оказание оптимального давления на объект в нужный момент.

Типовойвариант рабочего досье формируется обычно так:

ДОСЬЕ ПЕРСОНАЛЬНОЕ
I.Персонографические данные и факты из жизни.

(Дляориентации к каждому фрагменту здесь приложен комментарий, отмечающий (А) - гдеэти сведения можно получить, и (Б) - чем они могут быть полезны).

1.Фамилия, имя, отчество.

(А)личные документы, деловые и персональные бумаги, почта, контактеры.

(Б)ориентирование в национальности, родственниках и предках, представление опретенциозности и взглядах родителей, содействие при контактах.

2.Параллельные имена, клички, прозвища, псевдонимы и их использование (когда,где, почему, степень их скрываемости).

(А)письма, личные бумаги, телефонные и обычные разговоры, электронная почта,контактеры.

(Б)для определенного воздействия (поразить осведомленностью, запугать), дляисходного контакта (пароль-подтверждение), в ходе выявления контактеров.

3.Дата рождения и возраст (по имеющемуся паспорту, фактически, степеньскрываемости, причины).

(А) личные документы, учетные карточки (на работе, вдомоуправлении, паспортном столе, военкомате, больнице, библиотеке, институте),контактеры, подарки и поздравления;

(Б) вероятные взгляды (консерватизм старости, романтизм юности,рационализм зрелости) и мотивации (карьера, желание покоя и т.д.),физиологические возможности организма (физическая сила, обоняние, слух, память,выносливость), время оптимального воздействия (биоритмика), повод для сближения(визит, поздравление, подарок).

4.Место рождения (страна, населенный пункт, климат, причины).

(А)личные документы и учетные карточки, контактеры, сам.

(Б)представление о некоторых особенностях личности (агрессивности, склонности копределенным болезням и т.д.), повод для сближения (земляки), поиск жизненныхперипетий.

5.Национальность (по имеющемуся паспорту, фактически, степень скрываемости,причина, чувство общности).

(А)личные документы и учетные карточки, контактеры, "экстерьер", сам.

(Б)представление о некоторых особенностях личности (и возможных мотивациях)(предприимчивость, чувство элитарности, локальная враждебность и т.д.), длязадействования объекта и манипуляции.

6.Родители (Ф.И.О., даты, адрес, фамилии до брака, микросреда, занятия,степень близости, авторитетность).

(А) личные документы (свидетельство о рождении), личное дело(автобиография), домовые книги, учетные карточки (военкомат, вуз), различныеанкеты, контактеры, сам.

(Б)понимание определенных особенностей личности (воспитание), средство воздействияна объект (шантаж, влияние), источники информации.

7.Семейность (состав, с кем живет, дата свадьбы, национальностьжены (мужа), краткие данные членов семьи, взаимоотношения, тон общения(авторитарность, равноправие), общая атмосфера).

(А) личные документы и бумаги, письма, учетные карточки, контактеры(родственники, знакомые, родители, соседи), перехваченные разговоры,наблюдение, сам.

(Б)средства для воздействия на объект (шантаж, завуалированное влияние), выявлениемотиваций, точные источники информации, некие возможности для сближения(посредники).

8.Родственные связи и знакомства (бывшие жены и любовницы, не живущие вместедети, друзья детства, коллеги по работе, знакомые по увлечению, "нужныезнакомые", родственники с той и другой стороны, их Ф.И.О., адреса,телефоны, возраст, образование, занятия, степень и причина близости).

(А)перехваченные письма и разговоры, наблюдение, контактеры, личные упоминания,частные бумаги (записные книжки, старые письма и открытки, обрывки записей иномера телефонов на различных носителях).

(Б)новые источники информации, понимание некоторых мотиваций, факторы воздействия(через них, через угрозу им), средства выхода на объект и возможности сближенияс ним, в ходе поисков объекта, ложный след при нейтрализации.

9.Партийность и религиозность (членство, активность, искренность, уровеньпритязаний и авторитетность, "смена лошадок" и причины этого,отношение к другим партиям и их лидерам).

(А)личные документы и учетные карточки, отловленные разговоры и случайныенаблюдения, контактеры и сам, слухи и пресса.

(Б)понимание некоторых мотиваций и черт характера (идеализм, карьеризм,национализм), средства для воздействия (шантажирование дискредитацией,подавление авторитетом), некие возможности для сближения, повод длязадействования в игре, ложный след при нейтрализации.

10.Образование и специальность по образованию (что, где, когда, с кем, отношение кэтому, подлинность диплома, работал ли по этой специальности, почему нет, хочетли работать).

(А)личные дела, учетные карточки (военкомат, паспортный стол), трудовая книжка,контактеры, слухи и сплетни, сам.

(Б)представление о возможностях карьеры и типичных взглядах на жизнь, выход навероятных контактеров (сокурсники, преподаватели), для использования их какинформаторов или средств сближения, выявлениепокровителей, поводы для привлечения к игре.

11.Учеба в настоящее время (где, как, зачем, в какое время, с кем).

(А)личные дела, контактеры, слухи, сам.

(Б)понимание некоторых установок и черт характера, некие возможности длясближения, обоснованность для подключения к игре, подбирание моментов дляконкретных акций.

12.Знание языков (какие, как, где, степень скрываемости или гордости).

(А)личные дела (анкета, автобиография), места прежнего жительства, учетныекарточки библиотек, получаемая и приобретаемая пресса, наблюдение, контактеры,сам.

(Б)какие возможности для сближения (деловое предложение, содействие в изучении),неплохая зацепка для привлечения к игре.

13.Профессия, место работы, служебные обязанности (в настоящеевремя, в прошлом, сколько работал, когда ушел, причины ухода (официальные иреальные), отношения с коллегами, уровень профессионализма, связана ли работа сполученным образованием, отношение к работе, график работы, уровень допуска,номера рабочих телефонов, адрес).

(А) личные дела, учетные карточки, трудовая книжка, контактеры(родственники, знакомые, коллеги по работе), слухи, наблюдение, сам.

(Б)понимание некоторых мотиваций, черт характера, взглядов на жизнь, устремлений,уязвимостей; выявление контактеров для получения информации (коллеги поработе), выявление путей сближения, средства для воздействия, некие возможностидля устранения, поводы для привлечения к игре, ложный след при нейтрализации.

14.Перспективы карьеры (профессионализм, личностные качества, чья-то поддержка).

(А) контактеры (коллеги по работе и учебе, родственники, старыезнакомые, близкие приятели, эксперты, слухи, тщательный анализ деятельности иличности.

(Б)средства для воздействия на объект, хорошие возможности для сближения, ложныйслед при нейтрализации.

15.Переломные этапы в биографии (когда, почему, как повлияли).

(А) личное дело (автобиография), трудовая книжка (послужнойсписок), персональные документы (прописки в паспорте, штампы в военном билете),собственные архивы (старые письма, фотографии), контактеры, слухи, сам.

(Б)понимание некоторых черт характера, аспекты уязвимости.

16.Щекотливые моменты биографии (когда, что, участники,последствия, афишируемость в свое время, кто еще знает, кто "недолжен" знать, уровень скрываемости).

(А)тайное прослушивание телефонных и обычных разговоров, перехват писем, изучениепрессы, слухи, проникновение с обыском, мнение контактеров, изучение белыхпятен в автобиографии и трудовой книжке, ловкое выявление при допросе.

(Б)средства сильного воздействия, вариант нейтрализации.

17.Здоровье и болезни (когда, чем, не хроник ли, состоит ли на учете,соответствует ли возрасту, где и у кого лечится, отношение к нетрадиционноймедицине).

(А)медицинские карты, контактеры, сам, внешний вид, лечащий врач.

(Б) представление о чертах характера, средства воздействия, некиевозможности сближения (общность, новые лекарства, лучшее лечение, связи смодными врачами и целителями, путь для "тихой" нейтрализации.

18.Места жительства (сейчас, в прошлом, причины смены, живет литам где прописан, а если нет - то где, мотивы этого, места временного обитания(друзья, родственники, снимаемые квартиры).

(А)личные документы, учетные карточки, паспортный стол, контактеры, сам, АТС (пономеру телефоны), отслеживание.

(Б)средства воздействия (локальный террор), учет в игре (появление возле),возможности для сближения (выгул собак), учет при нейтрализации (типнападения), поиск при необходимости.

19.Бытовые условия и их оценка (количество комнат, метраж, тип квартиры, сколькочеловек живет (по документам и фактически), кому принадлежит, как досталась,обстановка и удобства, престижность и обжитость района).

(А) учетные карточки жилотделов, домовые книги, контактеры (соседи,знакомые, работники коммунальных служб и сервиса, дети) сам, аналогия(стандартность квартир), засланный визитер.

(Б)понимание отдельных черт характера (обстановка) и мотиваций (расположение),помощь в проникании в помещение с разными целями (изъять или подложитьчто-либо, установить "жучки", нейтрализовать человека).

20.Наличие дачи (район, участок, тип строения, соседи, купленаили построена, на какие средства, кто и когда пользуется, у кого ключи, какдобираются).

(А)отдел регистрации, контактеры, сам, отслеживание.

(Б)учет в игре, облегчение контроля, повод для знакомства, вариант нейтрализации.

21.Материальные условия (зарплата, наследство, побочныеисточники дохода, сколько и когда получает, сколько и кому должен, у когообычно берет в долг).

(А)расчетный отдел, контактеры, сам, отслеживание.

(Б)понимание возможных мотиваций (добывание денег, желание скрыть реалии иконтакты), средство для воздействия на объект (шантаж, подкуп).

22.Обладание автомашиной (тип, номер, место регистрации (город),на кого оформлена, кто и как водит, кто пользуется, когда куплена, сколькозаплачено, откуда деньги, есть ли трудности с ремонтом и запчастями, где стоит,есть ли гараж, проверена ли на угон, тип сигнализации, подвозит ли других).

(А)контактеры (родственники и знакомые, работники автосервиса), отслеживание, ГАИ,сам.

(Б)средство давления, облегчение визуального контроля, учет в игре, некиевозможности для сближения, вариант нейтрализации.

23.Телефон номера домашнего, служебного и в местах, где частобывает, тип (кнопочный, дисковый, сотовый, радио и т.д.), наличие АОНа,"анти-АОНа" и "анти-анти-АОНа", доступ к месту нахождения).

(А)контактеры (друзья, родственники и знакомые, работники сервиса, коллеги поработе и увлечениям, засланный визитер), сам, контроль на линии, АТС.

(Б)для сугубо анонимного общения, при установлении приборов прослушивания, дляпрессинга знанием, в техниках нейтрализации.

24.Компьютер (модель, программное обеспечение, степень привязанности, увлечения…).

25.Разное (вероятное участие в особых мероприятиях,правительственные награды, место воинской службы, воинское звание и профессия,связи с криминалами, детали поездок за границу.

II. Особенности личности.
Знаниефизических качеств облегчает взаимодействие с объектом, намекает на егопредрасположенности (к болезням, боли, активности) и уточняет вариантыиспользования.

Тщательное ознакомление с функциональными качествами попростунеоценимо для установления реакции объекта на сообщение или событие (изменениепоходки, голоса, речи) Общие нюансы обеспечивают оптимальное понимание объектаи высвечивают психо интеллектуальный раздел, на основе которого выстраивается"психологический портрет" индивида - источник сведений для оттачиваниябеспроигрышных схем вербовки, манипулирования, физической или деловойнейтрализации).

А.Физические особенности

1.Рост (низкий - средний (165-175) - высокий).

2.Телосложение (атлетическое, коренастое, среднее, слабое, рыхлое).

3.Вес или упитанность (малая, средняя, большая).

4.Глаза (цвет, размер, дефекты, особенности).

5.Волосы (цвет, тип, облысение, особенности).

6.Зубы (размер, цвет, наличие дефектов, тип искусственных).

7.Особые приметы (непропорциональность отдельных частей тела,шрамы и татуировки,

характерныемозоли, неестественный цвет кожи).

Б.Функциональные особенности

1.Походка (темп, движения рук, особенности).

2.Жестикуляция (интенсивность, направление жестов, особенности).

3.Мимика (богатство, бедность, рисованность, конкретика).

4.Улыбка (поводы способствующие появлению, впечатление,особенности).

5.Голос (тембр, сила, чистота, особенности).

6.Речь (темп, акцент, жаргон, мат, особенности).

7.Динамика кожи (изменение цвета, потливость).

В.Общие особенности

1.Жизненные привычки (уважаемая музыка и литература, обожаемыенапитки и кушанья, тип используемых сигарет, доминирующее настроение, режимсна, читаемые газеты и журналы, темы разговора, способы траты свободноговремени, излюбленные маршруты, наиболее посещаемые места, избегаемые места,предпочитаемая одежда, обычная прическа, ношение бороды и усов, использованиеглазных линз и очков, носимые украшения, тип людей с которыми предпочитаетвстречаться, проведение отпуска и т.д.).

2.Взгляды и их устойчивость (политические, моральные, житейские, эстетические;разнятся ли высказывания в официальной обстановке и личном кругу);

3.Отношение к происходящим событиям (безразличное, ироничное, экстремистское);

4.Национализм (скрывание национальности, превознесение своей нации, соблюдениенациональных традиций, отношение к другим национальностям);

5.Отношение к родным и близким (степень привязанности, частота и тип контактов);

6.Отношение к себе (требовательность, попустительство,ироничность, мнение о себе (адекватное, повышенное, низкое);

7.Возможности (внешние: по причине делового положения, знакомств, родственныхсвязей и внутренние: в силу личностных качеств, образования, тренировки);

8.Увлечения, с учетом их профессионализма и притягательности(женщины, алкоголь, кухня, деньги, путешествия, спорт, коллекционирование,музыка, театр, телевизор, компьютер, религии, восточные единоборства,нетрадиционная медицина, оккультизм, история, астрология, йога, охота, собаки,шахматы, азартные игры, автомобиль, радиолюбительство, народные промыслы ит.д.);

9.Всевозможные умения (водить машину, чинить машину,пилотировать самолет, ремонтировать телевизор, драться, стрелять, плавать,класть печи, ориентироваться на местности и т.д. и т.п.);

10.Странности (вера в приметы, особые ритуалы, необычность в манерах, одежде,прическе);

11.Отношение к разным аспектам жизни (к женщинам, алкоголю,деньгам, приключениям, литературе и искусству, моде, торговле, материальнойвыгоде, наркомании, терроризму, ценам, акциям, приватизации, религии, партиям иполитическим деятелям);

12.Мотивации и иерархия (потребность в безопасности ипонимании, любовь к детям и т.д.);

14.Слабости и уязвимости (внутренние: слабости характера, физические недостатки,некоторые привычки, "мелкие" радости и пороки, сильные привязанности,и внешние: щекотливые моменты биографии, тщательно скрываемые аспекты личной иделовой жизни);

15.Затруднения (денежные, информационные и т.д.);

16.Честолюбивые замыслы (стремление к деловой или политической карьере, тайной илиявной власти, всяческой известности);

17.Враждебность (к человеку, организации, стране, нации, образумыслей, определенному поведению);

18.Неудачи (семейные, профессиональные, деловые, престижные и т.д.);

19.Методы действий (словом, делом, прямой атакой, хитростью,компромиссом, чужими руками);

20.Поведение в пьяном виде (контролируемость, слезливость, добродушие,агрессивность);

21.Поведение в экстремальной ситуации ("бросается в бой", убегает,выжидает, замирает);

22.Поведение в группе (стремление к лидерству, подчинению, анархии, равноправию,изолированности);

23.Эмоциональное реагирование (речевое поведение, уровень скрываемости чувств,характерные для определенной эмоции жесты и психофизиологические реакции);

Г.Психологические и интеллектуальные качества

Оценкуконкретных качеств целесообразно проводить по пятибальной шкале, четкорегистрирующей меру их выраженности: "ОВ" (очень высокая),"В" (высокая), "С" (средняя),"Н" (низкая), "ОН" (очень низкая). В случае полярноговарианта лучше ориентироваться на один из полюсов.

1.Мышление (конкретное - абстрактное).

2.Эрудиция (общая и частная).

3.Интеллект (догматичность - гибкость).

4.Способность к анализу - верхоглядство.

5.Сообразительность - тупость.

6.Проницательность - поверхностность.

7.Критичность мышления - легковерие.

8.Практичность - фантазийность.

9.Консерватизм - новаторство.

10.Рискованность - нерешительность.

11.Уступчивость - агрессивность.

12.Одержимость - пассивность.

13.Стремление к лидерству - подчиняемость.

14.Приспособленчество - независимость.

15.Маневренность - прямолинейность.

16.Легковерие - подозрительность.

17.Любознательность - безразличие.

18.Внушаемость - способность преодолеть внушение.

19.Совестливость - практичность.

20.Принципиальность - беспринципность.

21.Снисходительность - требовательность.

22.Альтруизм - эгоизм.

23.Вера в себя - вера в обстоятельства.

24.Открытость - замкнутость.

25.Склонность хитрить - бесхитростность.

26.Хладнокровие (как в опасности, так и в ожидании) - импульсивность.

27.Сдержанность (в поступках, разговорах, выдаче информации) - распущенность.

28.Уверенность в своих силах - беспомощность.

29.Жестокость - мягкость (доброта).

30.Храбрость - трусливость.

31.Отношение к угрозе (ярость - безразличие - страх).

32.Работоспособность в стрессовой ситуации.

33.Переносимость боли и стрессовых ситуаций.

34.Быстрота реагирования (на внезапное изменение темы разговора, на отдельныедействия).

35.Эмоциональная устойчивость.

36.Сила и длительность эмоций.

37.Способность долго скрывать свои чувства.

38.Уровень притязаний.

39.Наблюдательность.

40.Обязательность.

41.Тревожность.

42.Лживость.

43.Мстительность.

44.Чувство благодарности.

45.Тщеславие.

Фактура,извлекаемая из досье, обычно применяется для:

-вербовки объекта;

-манипулирования объектом;

-предвидения действий объекта;

-просчитывания опасности исходящей от объекта;

-нейтрализация объекта.

1.4. ТАКТИКА ОЦЕНКИ КАНДИДАТА

Всестороннеизучив конкретного человека, ему дают предельно взвешенную потенциальную оценкус позиций:

-вероятности его вербовки;

-его возможностей как агента;

-выгод при его привлечении;

-риска при его привлечении;

-реальных направлений его использования.

Воценке вероятность вербовки данного лица учитывают:

- наличие необходимых внутренних (черты характера, слабости,пороки) и внешних (компромат, ценимые факторы и люди) уязвимостей;

-мешающие факторы (черты характера, идейная убежденность, влияние значимых лиц,трудности прямого контакта) и оптимальные возможности их устранения (снижениезначимости, обход, переворачивание в свою пользу);

-кто, по какой причине, как и с какой эффективностьюможет способствовать вербовке.

Воценке возможностей объекта как агента, берут в расчет:

- внутренние качества личности (ум, наблюдательность, активность,уровень притязаний, контактность, склонность к риску, упорство, хладнокровие,смелость, находчивость и т.д.);

-внешние факторы обстановки (имеющие информацию друзья, родные и знакомые,возможности влияния на ключевых людей и ход событий ввиду своего авторитета илислужебной должности, обширные контакты и т.д.).

Воценке выгоды от привлечения (вербовки) объекта просчитывают:

-полезность информации и прочего содействия, которые предполагается здесьобрести;

-степень его наличных и потенциальных возможностей влиять на ход событий либо на конкретных лиц;

-степень трудности проникновения извне в данную группу или среду;

-шансы использования объекта для внедрения в организацию своих людей;

-аспект потери в его лице активного противника.

Воценке риска вербовки объекта прикидывают:

-возможности активно-негативной реакции на предложение о сотрудничестве;

-насколько нежелательно "засвечивание" личностей вербующих (помехи в ихдальнейшей деятельности, "бросание тени" на контактеров);

-сколь вредно проявление интереса к конкретной теме или организации (насторожити осложнит намеченную разработку, даст нить в активной контригре);

-степень уверенности, что объект не сообщит "своим" (опасность"двойной игры");

-величину лазейки, по которой могут добраться до вербующей структуры, исуществующие возможности ее быстрейшего перекрывания.

Оцениванияперспективные пути задействования объекта определяют:

-как его выгодно использовать (в качестве информатора, агента влияния,дезинформатора, нарушителя единства, связного, провокатора, пособника вразличных акциях);

-стоит ли продвигать объект на ключевое место в его организации и достижимо липоследнее.

Сделаванализ всех возможных плюсов и минусов от привлечения объектак сотрудничеству и учтя потребности текущей ситуации, выносятсоответствующее заключение;

-"завербовать срочно" (даже если объект пока что "несозрел", время не терпит);

-"повременить с вербовкой" (нет явной необходимости, нет действенногокомпромата, объект не доведен до нужной кондиции);

-"полностью отказаться от вербовки" (слишком ничтожна вероятностьсогласия, велик риск получения "двойной игры", "овчинка не стоитвыделки").

1.5. ПРОВЕДЕНИЕ ВЕРБОВКИ

Уяснивпсихологический портрет объекта и оценив егоособенности, затруднения и устремления, обычно удается выйти на мотивы,способные склонить намеченного человека к сотрудничеству.

Чащевсего побуждающими моментами при этом являются:

-политические или религиозные убеждения;

-стремление к власти;

-романтические представления;

-национализм;

-тщеславие;

-преувеличенное мнение о своих способностях;

-месть;

-материальные затруднения;

-страх (компрометации, физического воздействия, за других людей);

-жадность (как черта характера);

-сострадание (как черта характера);

-любовь к детям;

-житейские слабости и пороки (пьянство, азартные игры, женщины, наркотики ит.д.).

Мотивамивербовки "заоблачных" интеллектуалов могут служить их утонченные стремленияк:

-тайной власти;

-игре с законами;

-знанию того, о чем не могут знать другие;

-проникновению в тайны.

Полезнознать, что любому человеку трудно преодолеть в себе:

-любовь-страсть;

-любовь к детям;

-тщеславие;

-страх.

Необходимопомнить, что интенсивность проявления отдельных чувств не редко изменяется вовремени и поддается некой коррекции. Этот факт желательно учитывать при отбореконкретных методов воздействия на индивида.

Когдаотлично знаешь, что человеку надо и есть возможность дать или отнять это, -легко стать его господином.

Вербовкуможно проводить:

-от имени вербующей организации ("прямая вербовка");

-без непосредственного указания, кто вербует, давая, впрочем, некую возможностьчто-то предполагать ("намекающая вербовка");

-под "чужим флагом", или от имени ничем не примечательной структуры(человека), не вызывающих какой-либо неприязни, а то ипорождающих определенную симпатию ("одурачивающая вербовка");

-от имени одной организации с последующим - когда контроль уже получен -раскрытием реального хозяина ("ступенчатая вербовка").

Вербовочныйподход бывает:

-"горячим" (когда вербовщик делает прямое предложение осотрудничестве, иной раз после очень долгой обработки, а другой раз почтисразу);

-"холодным" (когда неведомый объекту человек исподволь"подкатывается" к нему);

-"бесконтактным" (когда влияние на объект осуществляют без непосредственного контактирования с ним, прибегая к письмам,электронной почте, факсу и телефону);

-"обратным" (когда объект сам предлагает свои услуги, хотя обычно емунужно "подсказать", к кому он может обратиться).

Вовсех указанных вариантах желательно предусмотреть условия для поддержаниясвязи, поскольку даже если человек вначале резко отказался от предложения, точерез некоторое время он может передумать.

Главнымиметодами вербовки являются:

1.Шантаж.

2.Подкуп.

3.Угроза физического воздействия.

4.Угроза любимым людям.

5.Разжигание эмоций (мстительности, недовольства, тщеславия, восторженности,ревности, сострадания).

6.Убеждение.

7.Зомбирование (психопрограммирование).

Практическиесхемы этих методик и частные рекомендации по их осуществлению представлены вчасти, разбирающей способы воздействия на человека.

1.6. ОБХОЖДЕНИЕ С ЗАВЕРБОВАННЫМ

Завербовавконкретного человека, стараются получить от него максимум возможного, а этоудается реализовать лишь при умелом руководстве, учитывающем психологическиеособенности его личности и уровень желания (а то и нежелания) действовать.Отдельные аспекты подобных взаимоотношений мы вкратце здесь и рассмотрим.

1.6.1. Направление его деятельности
Склоненногок сотрудничеству человека можно использовать:

-разово;

-по мере необходимости;

-постоянно.

Частотаиспользования агента зависит от:

-стремления быть в курсе текущих событий;

-оперативной необходимости;

-желания сохранить его для самых важных целей;

-степени доверенной ему инициативы.

Агентможет функционировать:

-независимо (передавая то, что он сам считает нужным, идействуя при этом так, как он считает необходимым);

-автономно (работая по установленному заданию, но неподдерживая промежуточных контактов с хозяевами);

-полуинициативно (решая поручаемую ему задачу совместно со своим руководителем, но не отказываясь от подвернувшихся возможностей);

-строго по инструкции (ориентируясь лишь на полученные указания, и не пытаясьвыйти за начально установленные рамки).

Длянаправления деятельности привлеченного используют классические методы:

-"кнута" (запугивания);

-"перчатки" (контроля);

-"пряника" (подкупа).

Придерживайтесьпринципа: "Пусть будет жесткая рука, но в мягкой перчатке".

Конкретныйчеловек бесспорно требует сугубо персональногоподхода, но более эффективно направлять его обычно удается посредствомубеждения, а не угроз, поэтому полезно развивать с ним дружеские отношения.

Устанавливаядружбу с завербованным, все же не следует терятьинициативы (доминирования) и четко пресекать любые попытки перехватитьпоследнюю. Значительную роль здесь иной раз играет полезная способность"переглядеть" партнера, поскольку если ведущий не в состояниивыдержать прямого взгляда им ведомого - он не годится и для руководства.

1.6.2. Способы удержания
Удерживатьлюбого человека в своих рядах возможно:

1.Приличным материальным вознаграждением.

2.Взаимной помощью.

3."Лапшой на уши".

4.Страхом возмездия.

5.Зомбированием.

Финансовоевознаграждение является своего рода подпитывающим фактором, сопутствующим всемпрочим стимулам. Оно должно быть хорошо продуманным (чтобы не оскорбитьбольного самолюбия), заметно изменяемым (в зависимости от полезности работы) иоптимальным (чтобы не подкупили другие).

Взаимопомощьподразумевает активное содействие в решении различных деловыхи личностных проблем объекта (карьера, "крыша", полезные знакомства,доходные контракты и т.д.). Это своеобразная замена прямого материальноговознаграждения.

Тактика "лапша на уши" основывается на создании у агентавпечатления о значительности его работы с моральной или идеологической точекзрения. Это заметно повышает самоуважение и обычно эффективнее, чемстимуляция одной лишь платой.

Приудержании страхом возмездия, угроза возмездия висит как над личностью агента,так и над его близкими.

Расплататут может предполагаться:

-за прошлые грехи по отношению к кому-либо;

-за явное предательство "своих";

-за очевидную измену новым хозяевам.

Дляэффективности подобных угроз необходим производящий впечатление компромат,полученный в процессе разработки человека, а также при взаимодействии с ним(определенно непрощаемые акции против"своих",свидетельства "преступной" связи с противником). Добавочнымподстегивающим моментом здесь является периодическое обещание агенту отдать емукомпрометирующие его материалы.

Зомбированиеподразумевает искусственное отключение личной воли человека с беспрекословнымподчинением его приказам своего хозяина.

Осуществляетсязомбирование посредством "промывания мозгов" и "жестким"перепрограммированием их на специфический режим работы, а также путем"мягкого" перепрограммирования с использованием многоступенчатогогипноза.

1.6.3. Способы проверки
Всотрудничестве с завербованнымвсегда есть опасность нарваться на "двойную игру" или элементарноемошенничество. Для избавления от подобных неприятностей желательнасистематическая гласная (детектор лжи) или негласная (дублирование, наблюдение,провокация) проверка агента.

Детекторлжи отслеживает различные психоэмоциональные реакции (со стороны мышц, кожи,зрачков, сердечной и дыхательной систем) на значимую информацию и в упрощенномварианте обычно заменяется простейшей экспресс-диагностикой в ходе проверочногоразговора.

Дублированиезаключается в том, что объекту поручается достать вполне определеннуюинформацию, которая уже известна его хозяевам.

Особеннодля этого подходят такие сведения, которые агент по своим собственным причинамне хотел бы выдавать.

Принаблюдении осуществляется периодическое просвечивание завербованного, сфиксацией любого факта, свидетельствующего о его нечестной игре. В подобныхслучаях обычно эффективно подключение параллельного агента.

Подпровокацией имеется ввиду расчетливое соблазнение человека(интригой,подкупом, подбрасыванием информации, которую он предпочел бы не передавать) изасеканием его реакции на это.

Отметим,что выказываемая агентом верность значительно зависит от его моральных устоев.

Явнодеградировавший в личностном плане человек не в состоянии быть надежнымисполнителем.

Привыявлении "двойной игры" возможно либо прерывание контакта, либоиспользование этого факта для проведения изящной комбинации или забрасываниядезинформации.

1.6.4. Способы связи
Связь с завербованным рассматривается как самый уязвимый аспектконспиративной работы и может быть по своему характеру:

-информационной (прием и передача указаний и сообщений,развернутое обсуждение различных вопросов, выдача-получение необходимыхпредметов);

-сигнальной(уведомления об опасности-безопасности,отсылке-получении, готовности-неготовности).

Классическаяинформационная связь осуществляется:

-при персональном общении;

-посредством технических средств связи (личныерадиостанции, телефоны, телефаксы, электронная почта);

-использованием "вслепую" посторонних лиц;

-посредством связников-курьеров;

-путем почтовых отправлений;

-подбрасыванием;

-закладыванием в определенные места (заранее присмотренные тайники,автоматические камеры хранения);

-при моментальных контактах.

Не вызывающая подозрений связь при персональном общении чаще всегореализуется тогда, когда ведущий входит в круг обыденных контактовзавербованного (на работе, при выгуле собак, в спортивном клубе). Онаможет происходить во время визитов к общим знакомым, а также на специальноснятых конспиративных квартирах.

Связьс применением телефона бывает как прямая, так и с задействованиемпромежуточного аппарата, как упрощенная сигнальная, так и загруженнаяинформативная. Всегда следует помнить о возможности прослушивания и принеобходимости использовать шифраторы (что, впрочем, настораживает) илипериодически сменяемое кодовое общение.

Такимже образом, но с разными защитными уловками эксплуатируют личную радиосвязь("уоки-токи").

Связьс применением компьютера (электронной почты) должнаобязательно осуществляется посредством использования криптографическихтехнологий.

Сиспользованием посторонних лиц (попутчиков, проводников вагонов, приятелейсвоих знакомых) лучше всего передаются материалы, деньги или письма. Последниедолжны иметь "контрольки" на вскрывание и содержать информацию,скрытую тем или иным способом.

Общениечерез связников-курьеров предписывает подтверждение их идентичности (словесные,предметные и жестовые пароли). При нежелательности персонального контакта,связь можно реализовать посредством промежуточного звена (а то и звеньев).

Почтовуюкорреспонденцию несложно отловить как в месте ее отправления, так и приполучении. Противодействовать этому иной разудается путем отправления писемпосторонними людьми (а также в другом городе) и использовании адресов"невинных", но доверенных лиц получателя. В этом случае используют"контрольки" и классические способы (шифр, код, невидимые чернила)сокрытия конкретной информации.

Подбрасыванияобычно производят тогда, когда необходимо чтобы адресат не видел отправителяили его посланца. Подбрасывать рекомендуется в почтовый ящик, на рабочий стол,под дверь с последующим звонком, а также в карман личной одежды, т.е. в такоеместо, откуда эта передача наверняка дойдет до получателя.

Приполной нежелательности личных контактов, можно использовать автоматическиекамеры хранения и разнотипные тайники. В последнем случае находят небросающееся в глаза укромное местечко (к примеру, батарею в проходном подъезде,бачок в общественном туалете и т.д.) и вкладывают туда, крепя резинкой, липкойлентой либо подвесом, передаваемые материалы. Оберегаясь от возможныхнеприятностей не следует слишком затягивать период времени между закладываниеми изыманием, а выполнив как то, так и другое -сообщить об этом тем или иным доступным способом (безличным телефонным звонком,отметкой на конкретной точке и т.п.).

Мгновенныеконтакты реализуются в предметных передачах и совершаются в местах, гдемаловероятно всеохватывающее наблюдение (в потоке пассажиров в метро, внаполненном автобусе, в центральном универмаге и т.п.). Передают здесь из рук вруки, как бы случайно сблизившись вплотную. Работающими вариантами такихконтактов могут служить: "нечаянные встречи" с передачей черезрукопожатие, передача в темноте при двух соседних креслах в кинотеатре,"рассеянный обмен газетами или похожими пакетами и дипломатами в кафе, навыставке, вокзале или парковой скамейке, роняние предмета, который тут жеподнимается с незаметной подменой.

Касательносигнальной связи можно сказать, что здесь реальны всевозможные формы, зависящиеот фантазии конкретных контактеров, а также их возможностей и обстоятельств:

рисованныйзначок в условном месте, почтовая открытка с кодовой подписью или сюжетом,деталь одежды или жест "случайного" прохожего, "ошибочный"звонок по телефону и т.п.

Используемыеподобным образом сигналы должны быть совершенно естественными, чтобы не вызыватьу окружающих нежелательного удивления.

1.6.5. Завершение контакта
Какправило приходит тот момент, после которого общение с завербованным уже теряетвсякий смысл, а порой даже вредно.

Пределв задействовании агента обычно наступает:

-когда в его услугах больше не нуждаются;

-когда он стал опасен как свидетель;

-когда вдруг выяснилось, что он ведет "двойную игру" (обманывает илипредает), и нет желания использовать этот факт для контригры;

-при консервации, с наметками на будущее.

Первойцелью в данных случаях является нейтрализация возможных неприятностей отбывшего агента. То, как этого достичь, определяют исходя из особенностей еголичности, позиции по отношению к кураторами уровня реально ощущаемой угрозы.

Заканчиватьконтакт рекомендуется:

-учтиво;

-грубо;

-радикально.

При"учтивом" прерывании контакта высказывается благодарность и выдаетсявознаграждение, величина которого не может оскорбить или обидеть человека. Дажекогда общение завершается совсем (скажем, ввиду "двойной игры" илиобмана), агенту не мешает намекнуть, что это только временная мера, и его"ценные услуги" скорей всего снова понадобятся в дальнейшем.

При"грубом" прерывании контакта используют ближайший подходящий повод и,оказав определенное физическое воздействие, сурово говорят о компромате. Этотвариант хорош лишь для робеющего индивида и явной уверенности в том, что он непричинит непоправимого вреда.

Еслиагент является опасным свидетелем и нет гарантии, что он будет молчать,задействуют радикальные способы защиты, включающие как физическое устранениеобъекта (чужими, по возможности, руками или в "случайных"обстоятельствах), так и особые приемы "стирания" его памяти.
Комментарии: 0

Добавить комментарий

Имя:
Комментарий:
Текст
Вставка
Шрифт
размер
Введите пожалуйста число с картинки:
Незарегистрированные пользователи не могут видеть свои приватные комментарии.