Конкурс без формата?

Немного про мой универ и кое-что в нем.

В течение года, иркутский государственный университет проводит в своих стенах массу различных студенческих конкурсов, концертов, фестивалей и подобного рода культурных мероприятий. Самым недавним событием оказался третий открытый конкурс свободного творчества «Неформат», в котором мне довелось принять непосредственной участие. Само грандиозное действие проходило в актовом зале ИГУ 28 октября.

Итак, для начала стоит коротко рассказать о том, как это все было, глазами стороннего наблюдателя. Заявки принимались в течение месяца по четырем номинациям: танец, шоу-программа, вокальный ансамбль (два и более человек), вокал соло. К началу первого этапа было подано около 70 заявок, что в сумме, включая каждого участника коллективов, дает более сотни человек. Во втором – заключительном – этапе было уже 35 номеров, из этого числа и отбирались победители.

Первый этап конкурса, он же отборочный тур, представлял собой полный смотр массовых коллективов и краткое прослушивание солистов. Сразу отмечу, что за один день просмотреть весь объем желающих продемонстрировать свои таланты, было крайне сложно. И, тем не менее, отборочный тур уложили в один вечер. Жюри работало просто на износ, в течении более чем трех часов внимательно отсматривая конкурсантов.

В адрес отборочного тура хочется сказать много «хорошего». Например, сольные исполнители должны были петь лишь первый куплет и припев. Довольно неудобное правило. Я очень понимаю жюри, смотреть все номера полностью – это огромная трата сил и времени, но ведь номер нужно видеть полностью, чтобы ставить в финальный концерт. Да, зачастую сразу же бывает видно, достоин артист продолжить борьбу или нет. Но не так редко бывают случаи, когда первый куплет и припев совершенно не раскрывают всех возможностей певца и красоты песни. Или же, наоборот, в первой части вокалист поет уверенно, а вторую «запарывает», и становится мучительным испытанием дослушать до конца. Чтобы оградить и себя и зрителя от подобного, и оставить в гала-концерте только лучшее, нужно все без исключения номера просматривать полностью. Поэтому отборочный тур нужно обязательно разделять.
Я бы даже предложил устраивать отдельный смотр хореографии, отдельный для вокальных ансамблей, для шоу-программ, и разделить по дням мужской и женский вокал. Пусть каждый отборочный тур занимает не больше часа, зато конкурсанты будут выслушаны (за исключением самых безнадежных случаев, когда сразу ясно, что номер никуда не годится). А после этого, номинации можно объединить, и устроить второй тур, результаты которого и будут являться окончательными. За это время можно выделить и самые сильные номера, которые должны будут выставиться на всеобщее обозрение. А гала-концерт сделать не дольше полутора часов, включая награждение и все подводки ведущих. И уходить на часовое совещание не придется.

Финал конкурса был сложным для жюри. Особенно это коснулось подведения итогов. Даже веселые ведущие, пытавшиеся как-то развлечь публику (что у них, кстати, вполне получилось), не смогли заполнить время ожидания. В итоге, награждение было проведено около десяти часов вечера, под жидкие аплодисменты оставшихся, которым уже ничего не нужно было, кроме итогов конкурса, позднего ужина и крепкого сна.

Я не спорю, что хотели сделать как лучше, но получилось, что само мероприятие оказалось нужно только участникам, их близким друзьям, и организаторам. Да и то, участникам не всем, ибо «отсеянные» в отборочном туре, на гала-концерт не явились. Утомительно длинные концерты показали, что талантов у нас хоть и много, но за три часа сидения в зрительном зале можно от них устать. К тому же, и самим участникам было трудно, особенно тем, кто выходил на сцену в конце вечера. Ожидание сказывается не только на нервной системе, но и на качестве выступления. После двухчасового сидения в зале душа уже не так бойко рвется петь.

Кстати, о ведущих нужно сказать отдельно. Может быть, только мне так показалось, но их промежуточные речи были унылыми и долгими. Концепция их игры была понятна, но она местами выбивалась из контекста остальной программы, а реплики, такое ощущение, что сочинялись попутно. Поэтому они были немного нечеткими и долгими. В целом, ведущие только на реплики заняли минут 20 концертного времени. Я против подобного воровства времени, хотя бы потому, что именно этих двадцати минут мне не хватило, чтобы успеть на последний автобус домой.

Очень хорошая идея, так же, участникам вместе с заявкой подавать минусовку. Присылать по почте или приносить на носителях. Но только обязательно заранее, не позже чем за три дня до отбора. Это нововведение я бы порекомендовал после того, как увидел измученного звукооператора, который за 10 минут до начала отборочного тура не досчитался в компьютере более 10 фонограмм, которые забывчивые или опаздывающие конкурсанты просто напросто не передали ему. А между тем у него и без этого очень напряженный труд.

Теперь о названии конкурса. Мне не совсем ясно было, что подразумевали организаторы под формулировкой «свободное творчество», да и само слово «Неформат» вызывает ряд вопросов. Например, если конкурс «Неформат», тогда что такое формат? Понятно, что каждый может трактовать это по-своему, но тогда и смысла от названия не остается. А если все же брать единственное толкование, то какое? В моем понимании, культурный формат – это некая наиболее распространенная и приемлемая в массовой культуре жанровая форма, ограниченная прошедшими критическую оценку направлениями, стилями и способами подачи материала. С этой позиции в категорию «неформата» не попадает все то, что вещается у нас через основные телевизионные и радио каналы. Таким образом, добрую половину номеров можно уже с легкостью дисквалифицировать.

Давайте подумаем, что нравится у нас большинству населения страны? Попса с экранов? Ставим галочку. Популярные rap, hip-hop, r.n.b, light-pop-rock? Ставим галочку. Шансон (не блатной), ретро-шлягеры, мюзиклы? Ставим галочку. Если что-то забыл - смело добавляйте. На счет танцев сказать не могу, потому что не являюсь экспертом, но думаю, ситуация очень похожа. Я говорю это лишь к тому, что все перечисленное так же будет являться форматом. И, получается, что в категорию, выходящую за эти рамки, войдут какие-нибудь непопулярные, мейнстримовые rock/metal направления, настоящий jaz, blues, rock-n-roll, soul, funk, reggae, country и т.д., неизвестные направления classical crossover, электронные песни, вроде darkwave, ebm, sinthpop, embient, neoclassic и т.д., и совсем уж редкие ethno, new age, духовная музыка и ещё парочка направлений. По сему, я сомневаюсь, что наберется хотя бы десяток таких сольных исполнителей, не то, что в стенах университета, в рамках города.

И кстати, дело не только в направлениях, но и, как было сказано выше, в подаче материала. Фантазия может разгуляться как ей угодно, а понятие формата нужно отбросить совершенно, потому что неформатным в наше время, к сожалению, считаются стриптиз, насилие, разжигание межрасовой, религиозной и прочей розни и непопулярные модели одежды и поведения (субкультуры и некоторые индивидуальные стили). Остальное все в формате.

Поэтому, искренне поддерживал я на концерте только тех, кто мне действительно казался вне формата. Для примера, всеми руками поддерживаю Победительницу конкурса Наталью Горбатскую, которая удивила публику исполнением классического кроссовера песни памяти Карузо. Вот тут и неформат, и техника, и качество, и выигрышность. Безоговорочная победа. Порадовали чечеточники из ансамбля «Реверанс», девицы из «Каскада» (БГУЭП) в кокошниках, блестящих юбках и спортивных кроссовках, танцевавшие спортивный русский-народный танец. Понравились девушки с факультета филологии и журналистики, танцевавшие индийский танец, ансамбль этнической перкуссии «Jam-бей», ЛИИ Контраст, устроившие дефиле в платьях из полиэтилена и прочего бытового мусора.

О том, как я вышел на сцену сказать могу мало. Момент волнительный и необычный. Пестня Deep Purple - Soldier of Fortune. Под номером 19, то есть в самой что ни на есть середине, ведущие, косящие толи под гангстеров, толи под американских итальянцев 70-х, объявили мою фамилию. Заиграла моя музыка и я вышел под яркие волны ламп. Волнение? Возможно из-за значительной доли скептицизма, а может быть из-за привычки к большим массам, волнения практически не было. Не спорю, что любой артист, каким бы не был профи, все равно немного волнуется перед каждым выходом. А я, не будучи профессионалом, волновался умеренно, сдерживая дрожь в руках и крепясь в ватных коленях. Вышел, запел, и дальше помню только аплодисменты и медленный уход за кулисы. Номер в 3,5 минуты пролетел, и я даже не помню ошибок, которые сделал во время исполнения. Но, видимо, их было не так много, и я теперь хвастаю дипломом второй степени.

Не так-то много у нас проходит подобных мероприятий, где творческому человеку, музыканту, танцору, можно показать себя. Где, как не на сцене родного вуза, студенты могут продемонстрировать свои таланты? Им лишний раз на сцену-то выйти не удается. А тут и возможность блеснуть перед знакомыми и друзьями, и шанс выиграть что-нибудь памятное. Самое главное – исполнительская практика и обмен опытом. Поэтому конкурсу желаю продолжаться, совершенствоваться и принимать под свое крыло все больше талантов.
Комментарии: 0

Добавить комментарий

Имя:
Комментарий:
Текст
Вставка
Шрифт
размер
Введите пожалуйста число с картинки:
Незарегистрированные пользователи не могут видеть свои приватные комментарии.