Примечания к книге "Искусственный интеллект и универсальное мышление"

Дочитал я тут неделю назад книгу Потапова про ИИ http://polytechnics.ru/shop/product-details/213-potapov-a-s-iskusstvennyj-intellekt-i-universalnoe-myshlenie.html.

Книга занятная, представляет из себя обзор методологий построения ИИ с последующим описанием того, почему они не работают. Имеют место вкрапления философии, психологии, биологии.
Трудно порекомендовать её массовому читателю (зубодробительная матчасть, да и само чтение заняло почти 2 месяца), зато осиливший может считать себя находящимся в курсе того, чем живёт предметная область.
Пока читал, оставлял некоторые заметки на полях; оставлю их здесь, чтобы не потерялись. Некоторые из них пронумерованы - это страницы, к которым они относятся, остальное - мысли на тему вне чтения.

• В чем различие нейронной сети и конечного автомата?
• Наши образы в памяти не только сложны, но и связаны друг с другом.

276 Память не запись, а интерпретация. Мы не храним информацию как есть, а преобразовываем во внутреннее представление.
336 Задача дедукции более связана с обучением.
397 Кто-то занимался генерацией музыки с помощью нейронных сетей?
407 ИИ можно научить эстетике, но не смыслу. Хотя мы больше привыкли к музыке без смысла, чем к абстрактной живописи.
431 Яндекс придумал язык из emoji, но их недостаточно для абстрактных понятий.
443 Разобщённость дедукции и индукции дают нестабильность системы ИИ; они как две игральные карты, которые не стоят на ребре сами по себе, но устойчивы, если прислонить их друг другу "домиком".
448 Проблема в том, что не все можно описать словами. Значит, ИИ тоже нельзя строить только на словесных описаниях.
475 Возможно, компьютерам нужны другие принципы восприятия. Дело только ли в органах чувств, либо необходимо восприятие комплексных образов?
475 В контексте ИИ игра в ассоциации имеет гораздо более глубокий интерес - мы перемещаемся между образами и только потом облекаем их в слова; при этом каждая ассоциация не абстрактная.
483 Есть часть установок, заложенных эволюционно; значит, без обучения с учителем не обойтись.
483 Что если построение ИИ это задача, принципиально не решаемая задача в короткий срок? Нам придётся стать эволюцией, поощряя и наказывая за каждый шаг. Это потребует огромных человеческих ресурсов. Можно облечь это в игровую форму - мы же любим эксперименты.
500 Мы запоминаем только самое важное, сворачивая все остальные подробности; при необходимости восстанавливая картину с некоторой долей достоверности. Это нечётко, но эффективно.
501 Интересно, что игра в ассоциации не сводится к перебору синонимов. Сможет ли человек долго играть в ассоциации сам с собой?
505 Мы помним больше, чем кажется, но вспомнить можно только по свёрнутому ключу.
521 Для реализации адаптивного поведения необходимо собирать абсолютно всю информацию о мире, потому что не известно, что может понадобиться, а это будет иметь значение. Так же могут меняться и любые свойства агента случайным образом. Все должно быть гибко и случайно. Чем ближе симуляция к реальности, тем больше параметров; в определённый момент станет проще вынести испытания в физический мир (привет, GladOS!).
523 Нет ли примеров переобучения в реальном мире? Есть, это стереотипы, косность мышления, когнитивные искажения.
539 Можем ли мы обучить ИИ тому, чего не умеем сами? Проблема учителя в обучении с учителем.
554 Если ген кодирует больше одного признака, не удивительно, почему существует физиогномика. Мы учимся этому индуктивно.
564 Вундеркинды не взлетают, потому что никто не знает, что с ними делать, когда заканчивается учёба и начинается реальная жизнь. Многие ли знают, что делать со своей жизнью?
565 Принципиальная проблема - строгий ИИ создать нельзя, а нестрогий будет ничем не лучше нашего.
576 Интуиция — это неосознанный поиск по дереву решений?
587 С тех пор, как победил разум, физическое здоровье и превосходство уже не являются определяющими факторами эволюции.
587 Наши попытки построить ИИ - немасштабируемые решения, это слишком большая задача для того скромного набора частных решений, что есть в нашем распоряжении.
591 Главное направление эволюции не разум, а рентабельность.
593 Составление предложений как игра в шахматы - мало знать правила, надо ещё и закладывать смысл.
617 То, что не стремится к равновесию - не система.
634 Загнать в Wolfram|Alpha данную функцию и послушать её.
637 Как будут звучать фракталы?
647 Естественный язык тоже неоптимальная эволюционно устойчивая стратегия.
685 У каждого человека свой внутренний язык сложных образов; как и у компьютера, который мы понимаем только через человеческий язык.
707 Что мы хотим от ИИ - создание мышления, подобного человеческому или решения задач в общем случае?

• Замкнутость тезисов "сознание определяет бытие" и "бытие определяет сознание" обуславливает устойчивость системы. Или я путаю причину и следствие? Или путаница - ещё одно доказательство этой идеи?
• Мозг рассчитан на определённое количество лет жизни, дальше не хватит памяти. Условно, когда тебе 200 лет, то это как 60, только в детстве была старость. И не будет никого, кто имел бы схожую проблему.
• Какие ещё базовые признаки мы получили эволюционно (помимо безусловного стремления выжить)? Защитные механизмы сознания.
• Любые сигналы — это тоже язык.

Люди идут за тем, кто идёт по своему пути, не оглядываясь назад.
Или не идут.
За тем, кто не уверен, не идёт никто.
Кто бы ни шёл рядом - случайные попутчики, приходят и уходят.
плохому музыканту соседи мешают

дратути

офигеть, пять лет прошло; не думал, что это так быстро. ничего не поменялось на самом деле.

просто хотел сказать "привет" сообществу

о музыке и возможностях

где-то месяц назад Федор Сволочь выложил объявление о продаже своей старой гитары. думаю, дурак, чего не купил, щас бы держал гитару с его автографом, память на всю жизнь и все такое. может быть даже побывал на их реп. точке или в квартире, а так остается себя ругать за долгие размышления.

о перспективе

в пятницу преподша по матану назвала самым неспособным в группе. самое обидное не то что это было сказано при всех или то что я больше всех занимаюсь, а то что она права. грустно чувствовать себя таким, но потихоньку привыкаешь.

Lord of the dance

был 23 в Октябрьском на шоу Lord of the dance.

на самом деле сказать то особо нечего - если был там, или видел концерт в Гайд парке, то и так все понятно. а рассказывать о том как клево смотреть на грандиозные ирландские танцы как-то нелепо. было ОФИГЕННО. просто ОФИГЕННО. спасибо Питеру за это.

конечно можно придраться к тому что это не Флэтли, что их было "всего" 60 человек и фонограмма, но не очень хочется; не любитель хореографии, а это прям цепляет.

p.s. в зале было очень много женщин всех возрастов, например на нашем ряду было всего двое мужчин: я и маленький мальчик, которого привела туда мама. интересно, почему танцы нравятся именно женщинам?
а одна танцовщица была похожа на Пенни из Теории большого взрыва

концерты&тусовки

недавно побывал на двух концертах: Theodor Bastard 28.03 в DaDa и ШМели 06.04 в Рок-кафе. два таких разных и таких похожих выступления.

ТВ в этот раз давали полуакустику старых песен - в основном двойник Белое. ну и в довесок кое-что с oikuоmene, с грядущего альбома и с пустоты. новые музыканты, новый саунд - короче все в новом качестве. звук конечно не Зал Ожидания, но каких-то нареканий не вызвал.

обстановка была домашняя - Яна и Федор после каждой песни разговаривали с публикой. ДаДа - клуб небольшой, поэтому всем желающим пришлось потесниться. были даже какие-то дамы после 50. как они там оказались не понятно, но занятно, что не стареют душой ветераны рок-н-ролла

Яна сказала что Предчувствия и сны для слезливых девочек. Федор не согласился. Яна всегда так мило стесняется публики, зная при этом, что немало людей слушают ТВ только из-за нее.

из нового запомнилась "порвутся ремешки" (во всяком случае мы с соседом так ее окрестили). кусок текста из Егоровского Прыг-скока вообще привел в полное замешательство в самом приятном смысле этого слова. жесткая такая вещь, шаманская, бескомпромиссная, грызущая и царапающая уши и мысли. у Федора на странице была запись про Егора, но целый отрывок - это неожиданно. круто было бы услышать Заговор ГО в исполнении ТВ. а еще Кукла Вуду у Слота - я знаю, ТВ смогли бы довести ее до полного безумия. еще одна новая песня не запомнилась ничем - какое-то латино.

песни с Белого ожидаемо хороши - арфой и флейтой трудно испортить хорошую музыку. здорово было услышать их вживую, потому что побывать на концерте в момент выхода альбома не было никакой возможности. хорошо все-таки в Питере - все время какая-то движуха.

удивило наличие новой клавишницы. может ее взяли чтобы не брать вторую вокалистку. во всяком случае не помню я объявлений что старого клавишника турнули. в первый раз видел басиста - раньше с его обязанностями достойно справлялся сэмплер. но с басистом все-таки лучше.

в конце музыканты ожидаемо вышли на бис, но то что они исполнили, было бомбой. это были Лилии, причем более мясная версия с Предчувствия и сны. вышли они втроем - Яна, Федор и клавишница, и именно втроем они разорвали зал круче, чем весь концерт до этого. голос, сэмплер и синтезатор - этого оказалось более чем достаточно чтобы свести с ума всех. дикая жесть по звуку и по настроению. это не описать словами, но когда кончился текст, казалось, что Федора можно оторвать от пульта только силой - он все накручивал и накручивал обороты. после песни пришло бессилие и опустошение - больше ничего не надо. на концерт можно было прийти только ради Лилий. это сокрушение, безумие, болезнь, коррозия сознания, все что угодно, все невыразимые эмоции одновременно. это то, что я ждал все выступление.

потом была Пустота, они вышли на поклон, потом часть музыкантов вышла в зал, наверное если подождать, то можно было бы увидеть и Федора с Яной. все кончилось, как и ожидалось, народ как-то нехотя разбредался.

с группой теперь может случиться что угодно - они могут уйти в world, в ethno, еще в какие-то дебри. но свои Лилии я уже услышал...

ps. про ШМелей и общие выводы напишу позже - пора бы лечь, завтра много дел.

бессмысленность

еще один день, а полезных свершений как не было так и нет. хочется все списать на самочувствие. хочется читать что-нибудь не очень загружающее. может это попытка бежать от действительности где твое существование обусловлено лишь самим фактом рождения без дальнейших обоснований. а так - чужие мысли, информация, помогающая забыться.

а содержательности в поступках малость. кто-то вот бизнес пилит, кто-то творчеством занимается. а нам - кривым-горбатым остается слушать музыку людей, которые более талантливы.

потерянное время

трата времени впустую - преступление против самого себя, как вредные привычки. когда каждый вечер засыпая думаешь о том, чего снова сегодня не сделал. о том, что запланировал грандиозные свершения, а в итоге закончил посиделками в ВК. тошнит от себя.
это продолжается изо дня в день. то завал, то невыносимая легкость бытия. "надо только умно жить"
Состояние: самобичевание
Музыка: green core - падай на колени