Банальное про счастье )

Почитал тут главную (фильм с РЕН-ТВ про загробную жизнь выложили), и понял, попивая утренний кофе, как прав был Эпикур с его атараксией и счастьем как избегание неудовольствия. Нет, разумеется, не только сейчас понял; он, думаю, прав, с оговорками (его формула больше подходит для взрослых состоявшихся во всех смыслах людей; и с другой стороны, многим всё же для становления как личности полезно сперва "пострадать", и возможно даже, хорошенько пострадать, набивая необходимые шишки и мудрость). Просто правота здесь высветилась вот в каком контексте. Ведь мы даже не замечаем, как собственное дыхание, что буквально ежесекундно избегаем неудовольствия, заключающегося в осознании смерти: своей, личной. Ведь что может быть страшней и безнадёжней, чем ясное понимание этого факта. А когда об этом всё же ненароком вспоминается, человек придумывает гору каких-то мечт и чаяний про загробную жизнь, которую ему обещают религии, философы, "здравый смысл" и т.д. Но прикол в том, что на полном серьёзе здесь "гипотезы измышлять" совершенно бессмысленно (точнее, не более полезно, чем посмотреть кино какого-нибудь очередного "Человека-Паука" развлечения на пару часов ради).

Однако, если "загробножизненные" чаяния - это не более чем красивые концептуальные "песчаные замки" разной степени субъективной достоверности и кривизны, есть нечто тривиальное и совершенно не опровержимое. То, что мы, лично мы и наши дорогие близкие, однажды умрём; и это реально страшная перспектива, притом масштабов космических: ни много ни мало, наша личная Вселенная, которая для нас - всё и которую мы строили так долго, мечтали, любили, со всеми "звёздами", "туманностями" и "планетами" исчезнет навсегда - и мы застанем это умирание, будем в этот момент рыдать от отчаянья и мучиться, понимая, что придётся сдаться. Этот катастрофический момент, повторюсь, непременно настанет, рано или поздно (массовые технологии бессмертия вряд ли появятся в ближайшее время). Беда как раз не в том, что человек смертен внезапно, а в том, что он смертен В ПРИНЦИПЕ. Осознание, прочувствование этого в один прекрасный день приносит гамму эмоций, а также некоторые способы блокировки этого страха (вообще говоря, пресловутое "memento mori" - это, в первую очередь, позитивная психотехника).

Этот страх, повторюсь, если его фанатично раскручивать, будет сильно мешать жить, потому что он о неотвратимом, притом неотвратимом наглядно. Но тем не менее, мы его не чувствуем в обыденной жизни, равно как и не чувствуем кое-чего ещё: определённую проблему нашего существования в воплотившейся телесной "оболочке" в конкретной космической локации (планета Земля), вплоть до клаустрофобических ("в теле тесно") и/или агорафобических ("космос огромен") ощущений. Этот страх, кстати, более тонок, чем страх собственной смерти, и далеко не все с ним вообще сталкиваются; однако он совершенно реален и реально ужасен; есть люди, которые его ощущают перманентно физически, буквально мучаются изо дня в день, и его так просто не заткнуть; в запущенных же случаях человек впадает в деперсонализацию/дереализацию.

Так вот, я это всё к чему. Человеку даёт возможность нормально жить, в первую очередь, ИЗБЕГАНИЕ неизбежного страха, лютого ужаса перед: 1) собственной смертью в будущем; 2) обрушившемся на него собственным существованием. Мы счастливы на базовом уровне именно благодаря избеганию. А раз так, логично предположить: чтобы получить возможность быть максимально счастливым, надо и дальше строить эшелонированную оборону: избегать страхов, неудовольствия и дистрессов уже даже на каком-то бытовом уровне, а не только на базовом. Если избегать базовых страхов помогает наш мозг в автоматическом режиме, то на каком-то "софтверном" уровне мы сами можем кое-что сделать: например, планомерно отдалять от себя людей, общение с которыми доставляет беспокойство и лишние неприятные эмоции - напротив, стремиться общаться только с теми, с кем это делать легко и взаимно приятно; избегать работы, которая не приносит морального удовлетворения или где коллеги ведут себя недружелюбно - искать работу более творческую и более подходящую под потребности; обустраивать и следить за своим жилищем так, чтобы в него было приятно зайти и жить...

В общем, с одной стороны, сделать ревизию беспокоящих нас обстоятельств, людей, коммуникаций и стараться их избегать; а с другой, стремиться заниматься приятными вещами и, как это б ни наивно звучало, гнаться за удовольствиями (правда, это совершенно не по-буддистски, ибо это "бегство" может спровоцировать дуккху - но мы живые люди, полной нирваны нам не нужно, а нужно, скорее, структурировать "танху", а не отказываться от неё), которые при правильном приложении усилий на каждом новом витке станут всё сложнее и интересней, попутно развивая кругозор и уровень понимания мира. (Это же, кстати, относится в выбору "любовей": любовь, в которую мы эмоционально инвестируем, должна быть воздушной и взаимной, а не вовсе не гнетущей и тяжёлой.) Тогда-то мы и будем по-настоящему счастливы. На практике, конечно, этот план достаточно тяжело осуществить - но может, стоит постараться?
Комментарии: 5
Drama_Queen
А ты знаешь о том, что тот отдел мозга который отвечает за планирование,и формирование целей в том числе отвечает и за страх...
Drama_Queen
Еще раз перечитала, делаю вывод ,что не знаешь...
А теперь сопоставь это с тем,что ты здесь написал
BETPOPE3
Молодец Драма.
Анонимный пользователь
молодец драма, умеет языком
Geller
привязанности причина страданий. мне больше стоики нравятся. Марк Аврелий особо

Добавить комментарий

Имя:
Комментарий:
Текст
Вставка
Шрифт
размер
Введите пожалуйста число с картинки:
Незарегистрированные пользователи не могут видеть свои приватные комментарии.