Страницы: 1 | 2

Толстая, Т.Н.

Прямой ответ на прямой вопрос - это тоже некоторый показатель.

***

Самая читающая страна - это самая водящая глазами по строчкам.

Похитители книг, 2003

Всегда кто-то кому-то платит. Всегда наступает момент, когда надо становиться взрослым. Этого не надо бояться. Идите. Это интересно.

***

Она все пыталась жить как прежде. И вдруг осознала: мир вокруг нее изменился, и она уже ничего не может сделать.

***

Что ты здесь ищешь? Поверь - здесь ничего нет. Я знаю, как ты не любишь слова - они полны лжи. Я знаю, как ты ненавидишь, когда тебе что-то выговаривают, или предупреждают... Ты права, на самом деле это все смешно: тебя никогда ни от чего не убережешь, тебе не нужны никакие заповеди... И все-таки, на всякий случай, я их для тебя записала. Теперь, что бы ни случилось, я ни за что не отвечаю.

***

Да, мама, да! Мы не собираемся жить вечно. Если это не любовь, а обман, мы покончим жизнь самоубийством. Правда, Павел?... Нет, мы честно! Честно, не волнуйся. У нас будет все по-настоящему.

***

От фильмов и книжек только вред. Насмотришься, начитаешься, навыдумываешь себе что-нибудь. А жизнь - совершенно другое. В жизни все по-другому.

Beginners, 2010

- Предположим, с детства ты мечтал однажды заполучить льва. И ты ждал и ждал, и ждал, и ждал, а льва не было. И тут появляется жираф. Ты можешь остаться один, или быть с жирафом.
- Я бы дождался льва.
- Вот это меня и беспокоит.

***

- Когда тебе плохо, ты просто идешь в свою комнату и кричишь громко-громко пару минут, и все проходит. Это называется катарсис.
- Мне не хочется кричать.
- Захочется.

***

- Эта музыка старая!
- Она черная. Музыка черных самая глубокая, они много пережили. Они и евреи. В следующей жизни я выйду замуж за чистокровного еврея. Очень эмоционального.
- А я еврей?
- На четверть. А я - наполовину. А отец - нет. У него совсем нет эмоций. У тебя их будет больше, чем у него. А я самая эмоциональная.

***

Плюшевый кролик спросил: Что есть реальность?
И еще он спросил: Это больно?
И лошадь ответила: Иногда.
А это происходит сразу?
Это занимает много времени.
Обычно к тому моменту, как ты становишься настоящим, большинство твоих волос уже выпали, глаза вывалились и ты расходишься по швам. Но это не важно, потому что ты настоящий. Ты будешь казаться некрасивым только людям, которые не понимают.

***

Эта фотография висела у мамы в спальне. В детстве я думал, что это я дарю ей ромашки. Теперь я, снова ошибочно, считаю, что это ее рука. Она протягивает мне букет со словами: "Держи! Это - простота и счастье. Это то, что я хотела подарить тебе".

Владимир Познер, "Прощание с иллюзиями"

Когда я писал эту книжку, не было еще социальных сетей, в которых ныне молодежь проводит полжизни; по существу, не было и Интернета, никаких блогов, чатов и прочих прелестей, приведших к тому (и это проверено), что люди, в особенности молодые, перестали читать. "А как же электронные книги?" - возразят мне. Убедительных аргументов против них не приведу. Скажу только, что есть неуловимая разница между чтением электронной книжки и реальной, от страниц которой исходит слабый запах типографской краски, от прикосновения к бумаге которой рождается какое-то особое чувство близости... Книгу хочется подержать, погладить, понюхать, она будит наши тактильные чувства.

***

Скажите, дорогой читатель, вам мама и папа читали на ночь книжки? Нет? Мне жаль вас. Никакое телевидение, никакой Интернет, никакие компьютерные игры не восполнят этого пробела. Знаете почему? Да потому, что они лишают вас воображения. Они не дадут вам возможности сочинить "своего" д'Артаньяна, Тома Сойера или Конька-Горбунка, они покажут их вам во всех деталях, раз и навсегда покончив со всеми вашими придумками. В итоге они отучат вас не только читать, но и писать, они лишат вас ощущения красоты языка, представления о стиле и знаках препинания. Знаете, когда мне читали на ночь в последний раз? Когда я болел ангиной в восемнадцать лет, и папа читал мне "Тараса Бульбу".

***

Я ничуть не сомневаюсь в том, что право на свободное передвижение есть одно из основных прав человека. Любой, кто захочет покинуть пределы своей страны, на время ли, на всегда ли, рожден с этим правом - вне зависимости от законов страны проживания. Вместе с тем я всегда считал, что покинуть родину человек может лишь по одной, по-настоящему убедительной причине: из-за невозможности более жить там. Либо твоя жизнь в опасности и что-то угрожает благополучию твоих близких, любимых, либо жизнь так удушлива, что нет сил далее терпеть это. Человек уезжает не потому, что ТАМ молочные реки, не потому, что ТАМ больше товаров лучшего качества, не потому, что хочется заработать миллион. Человек уезжает потому, что больше не может жить ЗДЕСЬ.

***

Лепить образ врага - старая-престарая, грязная-прегрязная игра. Она сводится к тому, чтобы лишить врага даже намека на человечность, чтобы в итоге он не воспринимался как человека. Добившись этого, несложно вызвать в людях страх, ненависть, желание убивать. Так, в частности, готовят солдат к войне. Мы стали свидетелями подобного подхода во многих странах мира.

***

Предрассудки не имеют отношения к логике, но имеют непосредственное отношение к незнанию.

***

Я пишу обо всем этом в надежде, что люди готовы честно смотреть фактам в глаза. И тогда они согласятся с тем, что в устойчивых, сильных общественных системах должны существовать определенные непереступаемые грани выражения несогласия. Эти грани будут расширяться по мере того, как общество становится более демократическим и гуманным, но не следует обманываться или обманывать других: грани все равно остаются.

***

Нормальному человеку невозможно мириться с тем, чтобы делить туалет, кухню с совершенно чужими людьми. Нормальному человеку, как правило, чуждо чувство стадности, неискалеченная личность требует "privacy". Личностью сложно управлять, личность требует уважения к себе, она постоянно "возникает", задает вопросы, не соглашается с тем, что она, эта личность, не стоит ничего, а какой-то "коллектив" априори неизмеримо ценнее ее. Но если взять эту личность и с самых первых ее дней поместить в коммунальную среду, если внушить ей, что по утрам стоять в очереди в туалет или в ванную комнату - это нормально, что наличие нескольких газовых плит на кухне, где одновременно стряпают соседи, где смешиваются десятки запахов и где соседские холодильники запираются на замок, - это хорошо и правильно, если внушить человеку, что это естественно, когда все знают о каждом его шаге - кто пришел к нему, когда ушел, чем занимались и так далее, если все это внушить человеку сызмальства, тогда личность съеживается, как цветок на морозе.

***

Чем менее уверено в себе общество, тем более жестко и жестоко оно реагирует.

***

...Ведь интеллигенция по определению состоит из людей, вечно подвергающих все сомнению. Они все анализируют, во всем сомневаются. Она, интеллигенция, - дрожжи в собственном тесте, никаким гнетом ее не удержать. Но она никогда не действует как единое целое, никогда не шагает в унисон под одним знаменем. Вот и получается, что главная сила интеллигенции - умение и желание рассматривать, оценивать, вопрошать - одновременно является ее главной слабостью.

***

Я противник религии потому, что она заставляет нас отказаться от главного нашего человеческого качества, а именно - от любопытства, способности сомневаться и задавать вопросы. Религия требует одного: веры.

***

Нет ничего важнее для развития общества, чем подвергать все сомнению, ставить вопросы и получать на них ответы. Собственно, это и есть матрица любой мысли. Декарт сказал: "Мыслю - следовательно, существую", я сказал бы: "Сомневаюсь - следовательно, мыслю". Ищете ли вы ответа на вопрос, анализируете ли вы событие, думаете ли о недавно прочитанной книге или увиденном фильме, пытаетесь ли разобраться в своих отношениях с супругой/супругом или с детьми, в конце концов, пытаетесь ли понять самого себя - вы все время задаете вопросы. У нашего мозга нет более значимой функции.

***

Вся эволюция есть не что иное, как результат сомнений.

***

В конечном счете все сводится к одному-единственному слову: почему? Если лишить человека этого слова, он превратится в животное.

Энтони Гидденс, "Социология"

Фундаментальная часть того, чтобы “быть человеком”, состоит в этой постоянной демонстрации другим своей компетентности и состоятельности по отношению к рутине обыденной жизни.

***

Являются ли “опасные отклонения” ценой, которую общество должно платить, предоставляя людям неконформистского поведения широкую свободу? Например, является ли высокий уровень преступности расплатой общества за индивидуальные свободы своих граждан? Некоторые так и считают, утверждая что насилие неизбежно в обществе, где не существует жестких поведенческих правил. Но если пристально изучить эту точку зрения, она не выглядит логически последовательной. В некоторых обществах, где имеется широкая гамма индивидуальных свобод и к отклоняющемуся поведению относятся терпимо (например, в Голландии), уровень преступности низкий. С другой стороны, государства, в которых область индивидуальных свобод строго ограничена (например, в Южной Африке), демонстрируют высокий уровень насилия.
Общество, которое терпимо относится к девиантному поведению, не обязательно должно столкнуться с дезинтеграцией. Однако избежать дезинтеграции возможно только тогда, когда индивидуальные свободы сочетаются с социальной справедливостью, с социальным порядком, при котором неравенства не очень велики и у населения есть шанс жить насыщенной и полноценной жизнью. Если свобода не сбалансирована равенством, и если многие лишены возможности самореализации, отклоняющееся поведение принимает социально деструктивные формы.

***

В некотором смысле общество потребления — это “массовое общество". в котором классовые различия в известной степени преодолены, и выходцы из разных классов смотрят одни и те же телевизионные передачи.

***

Cамый надежный способ разбогатеть — это родиться богатым.

The Life of David Gale, 2003

Бытье человеком означает борьбу за идеи, идеалы, оценка своей жизни не тем, что вы получили или заработали, а теми небольшими моментами целостности, сострадания, осознанности, даже самопожертвования.

***

Ненавидеть в одиночку не интересно.

***

Constance Harraway: You work so hard not to be seen as a sex object. Before long, you're not seen at all.

30 марта, А***

1: Ты был ранимым ребенком?
2: В смысле?
1: Ну... Когда ты сталкивался с реальностью, это расстраивало тебя?
2: Не знаю... Я был самодостаточным ребенком: когда я сталкивался с реальностью, я этого даже не замечал.

Hysteria, 2011

- Так вы считаете меня сварливой?
- Я видел только как вы хлопаете дверьми и кричите на людей.
- Зато у меня есть смелость отстаивать свои взгляды.
- Но мало друзей, я полагаю.

Альбер Камю, "Чума"

Разумеется, в наши дни уже никого не удивляет, что люди работают с утра до ночи, а затем сообразно личным своим вкусам убивают остающееся им для жизни время на карты, сидение в кафе и на болтовню. Но есть ведь такие города и страны, где люди хотя бы временами подозревают о существовании чего-то иного. Вообще-то говоря, от этого их жизнь не меняется. Но подозрение все-таки мелькнуло, и то слава Богу. А вот Оран, напротив, город, по-видимому, никогда и ничего не подозревающий, то есть вполне современный город. Поэтому нет надобности уточнять, как у нас любят. Мужчины и женщины или слишком быстро взаимно пожирают друг друга в том, что зовется актом любви, или же у них постепенно образуется привычка быть вместе. Между двумя этими крайностями чаще всего середины нет. И это тоже не слишком оригинально. В Оране, как и повсюду, за неимением времени и способности мыслить люди хоть и любят, но сами не знают об этом.

***

- А вот вы, Тарру, способны вы умереть ради любви?
- Не знаю, но думаю, что сейчас нет, не способен...
- Вот видите. А ведь вы способны умереть за идею, это невооруженным глазом видно. Ну а с меня хватит людей, умирающих за идею. Я не верю в героизм, я знаю, что быть героем легко, и что героизм этот губителен. Единственное, что для меня ценно, - это умереть или жить тем, что любишь.

A***

Д: Чувствую себя потерянной...
А: Найдись скорей, ты где-то рядом.
Partnership building in Poland!

Plenty of experience, plenty of ideas.

Feeling like ithat's exactly what I am into. Full of hope to participate more and more and more.

Oh Universe, I beg you!..

Вальпорг

В Швеции пьяные студенты писают на стены городских достопримечательностей прямо посреди бела дня, и всем пофигу. Потому что шведы - цивилизованный народ.

Энтони Берджесс, "Заводной апельсин"

Не для того мы на белый свет попали, чтобы общаться с Богом.

***

Весь вопрос в том, действительно ли с помощью лечения можно сделать человека добрым. Добро исходит изнутри, номер 6655321. Добро надо избрать. Лишившись возможности выбора, человек перестает быть человеком.

Кен Кизи, "Над кукушкиным гнездом"

Кто смеяться разучился, тот опору потерял.

***

Внизу прибыла партия замороженных частей - сердец, почек, мозгов и прочего. Слышу, как они гремят, скатываясь в холодильник по угольному желобу. В комнате кто-то невидимый говорит, что в буйном отделении кто-то покончил с собой. Горлан Гроган. Отрезал мошонку, истек кровью прямо на стульчаке в уборной, там было еще человек пять, и ничего не заметили, пока он не свалился на пол мертвый.
Вот чего не могу понять: чего им так не терпится, подождал бы немного, и все.

***

Никогда не думал, что душевная болезнь придает человеку такое могущество - могущество! Подумать только: неужели чем безумнее человек, тем он могущественнее? Пример - Гитлер. И красота с ума нас сводит. Есть над чем задуматься.
Страницы: 1 | 2